Отличный способ прочувствовать настроение грядущей выставки Института костюма и Met Gala 2019
Сегодня ночью в Метрополитен-музее пройдёт бал Института костюма, темой которого стал кэмп — неестественный, преувеличенный и драматичный стиль, точное определение которому дала Сьюзен Зонтаг в своём эссе 1964 года. Мы уже составили подробный алфавит ироничного стиля и собрали 25 звёздных образов в эстетике кэмпа, теперь же — знаменитые фильмы прошлого, снятые по заветам Зонтаг.
«Вонг Фу, с благодарностью
за всё! Джули Ньюмар»
1995 год, режиссёр Бибан Кидрон
«Кэмп — это победа формы над содержанием», — писала Зонтаг. В случае с фильмом «Вонг Фу, с благодарностью за всё! Джули Ньюмар» это утверждение работает стопроцентно. Фильм рассказывает о приключениях трёх дрэг-квин, застрявших в богом забытом месте. У Кидрони получилась ироничная комедия с яркими костюмами и не менее ярким макияжем, под пёстрой обёрткой скрывается идея равенства и принятия — ведь даже самые брутальные с виду мужчины могут не вписываться в традиционные представления о мужественности. Несмотря на то что фильм получил смешанные отзывы критиков, Патрик Суэйзи и Джон Легуизамо были номинированы на «Золотой глобус»: их преображения выдались на славу.
«Шоугёлз»
1995 год, режиссёр Пол Верховен
«Шоугёлз» вполне заслуженно считается одним из худших фильмов всех времён и народов. Путаный сюжет, сомнительная актёрская игра и всё то, что принято называть пошлостью и вульгарностью: критики того времени, ругая фильм и его режиссёра, словно упражнялись в остроумии. Однако сам Верховен потом утверждал, что намеренно делал фильм плохим настолько, насколько это вообще возможно, — ведь вопиющая безвкусица вполне способна стать самостоятельной эстетической концепцией. Отрицание любых канонов, сочетание несочетаемого и дурновкусие как новый эстетический ориентир — это и есть кэмп в чистом виде.
«Весёлая хроника опасного путешествия»
1986 год, режиссёр Евгений Гинзбург
Советскую адаптацию древнегреческого мифа про путешествие аргонавтов снял Евгений Гинзбург в 1986 году. Странности в картине начинаются с открывающих титров, в которых «Весёлая хроника опасного путешествия» называется «теле-ревю». Нехитрая сюжетная линия быстро теряется на фоне весёлых песен в исполнении целой плеяды грузинских артистов и артисток (Зураб Кипшидзе, Лика Кавжарадзе), Сергея Шакурова, Александра Абдулова и других артистов. Ощущение абсурда всего происходящего на экране создаётся не только за счёт музыки, но и ярких костюмов, словно позаимствованных из закромов фривольных гей-клубов 60-х годов.
«Шоу ужасов Рокки Хоррора»
1975 год, режиссёр Джим Шармен
Сюжет «Шоу ужасов Рокки Хоррора» тоже не особо важен: приключения молодожёнов, обручившихся сразу после свадьбы своих друзей, меркнут на фоне роскошных костюмов в стиле глэм-рок и и непрекращающейся вакханалии в замке Фрэнк-н-Фуртера. Эта картина Джима Шармена — рефлексия на тему и гимн сексуальной революции одновременно — смотрится гипертрофированной, вызывающей и очень яркой. «Лента стала олицетворением кэмпа, очаровательно-неприкрытой безвкусицы и считается одним из немногих фильмов, полностью подходящих под затёртое определение „культовый“», — пишет Станислав Ростоцкий в рецензии для «Афиши».
«Бархатная золотая жила»
1998 год, режиссёр Тодд Хейнс
Ту же эпоху в фильме «Бархатная золотая жила» рисует Тодд Хейнс, но уже без мистического налёта и отсылок к жизни графа Дракулы. Режиссёр фильма воссоздаёт атмосферу Лондона 70-х годов, где живут две суперзвезды — таинственно исчезнувший Брайан Слэйд, которого сыграл Джонатан Риз-Майерс, и склонный к эксгибиционизму Курт Уайльд, роль которого досталась Юэну Макгрегору. Их образы списаны с Дэвида Боуи и Игги Попа, а в сюжете есть множество параллелей между жизнями обоих музыкантов. Блестящие костюмы, цветные парики, кислотные боа и макияж в стиле «вырви глаз» — всё это и отражает победу формы над содержанием, о котором и писала Сьюзан Зонтаг.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7