«Смысл желаний в том, чтобы к ним стремиться». Джордж Миллер — о фильме «Три тысячи лет желаний»
8 сентября в российский прокат выходит «Три тысячи лет желаний» — новый фильм Джорджа Миллера («Безумный Макс», «Иствикские ведьмы») с обладательницей «Оскара» Тильдой Суинтон и лауреатом «Золотого глобуса» Идрисом Эльбой. По сюжету главная героиня по имени Алетейя (Суинтон) во время поездки в Стамбул встречает Джинна (Эльба), который предлагает ей исполнить три желания в обмен на свободу. За основу для сценария Миллер взял повесть «Джинн в бутылке из стекла "соловьиный глаз"» писательницы Антонии Байетт. В преддверии премьеры узнали у режиссера, чем его привлекло произведение, какие советы ему давал Идрис Эльба и что он думает о супергероях.
Большинство историй, которые мы рассказываем, — это аллегории, то есть они открыты к интерпретации зрителем. Мы смотрим фильмы и понимаем их настолько, насколько нам позволяют наш жизненный опыт и наши взгляды на мир. Именно поэтому фантазийные истории, как правило, затрагивают куда более сложные темы, чем фильмы по мотивам реальных событий или документальные проекты. Именно это и привлекло меня в повести Антонии Байетт больше всего, и именно поэтому я не мог перестать о ней думать: мне казалось, в ней заложен огромный художественный потенциал. Это очень сильная история, которая вкратце излагает все самые важные для человечества вопросы. Я рад, что у меня была возможность прочесть эту повесть много лет тому назад.
Когда мы обратились к Байетт за правами на эту историю много лет тому назад, она сказала, что у нее была не одна история, а антология подобных сказок. Не забывайте, что она была очень серьезной фигурой в литературном мире и филологом, тем не менее она всегда активно подчеркивала важность нарратива в литературе. Помню, она написала колонку для The New York Times, в которой ее просили рассказать о наиболее интересной для нее музыке, арт-объекте или истории. И она написала о «Тысяче и одной ночи», а колонку свою назвала «Расскажи историю или умри». Тем не менее она спросила меня, почему я заинтересовался именно этой повестью, на что я ответил: «Она невероятно реалистична!» В ответ она произнесла: «Так и есть! В этой истории все реально, кроме Джинна».
Все истории, которые когда-либо были написаны, по-своему нас завораживают, даже самые темные, потому что все мы ищем случая перенестись куда-нибудь в нашем воображении. Именно этого эффекта мы хотели достичь нашим фильмом, но в то же время наша история должна была уходить своими корнями в реальность. Поэтому, когда мы искали актеров на главные роли, для нас было очень важно, чтобы они обладали сильным обаянием, но при этом могли бы передать ощущение определенной приземленности, если можно так сказать.
Когда я впервые встретил Тильду, я и понятия не имел, кто она. Безусловно, я знал все ее фильмы и ее героинь, но по ним невозможно было понять, что же она за человек. Очевидно, что это самое яркое доказательство того, что Тильда — потрясающая актриса. Она как-то сказала, что актеры выбирают режиссеров, а не наоборот, и это абсолютная правда. Мне повезло стать членом клуба режиссеров, у которых был шанс поработать с Тильдой, у многих не один раз. Я впервые с ней работал, но понял, почему все хотят ее снимать: она не просто актриса, она художник и кинематографист. Помню, на нашей же первой встрече я окончательно понял, что она наша Алетейя.
После этого прошел почти год, а я все никак не мог определиться с тем, кто бы мог сыграть Джинна, пока не встретил Идриса, который при фантастической харизме производит впечатление совершенно обычного человека. Кстати, наш с Идрисом первый разговор начался с его слов: «Я прочел сценарий и очень хотел бы сыграть в этом фильме. Но я бы хотел начать со сцен предыстории моего героя, с его флешбэков. И тогда, когда мы с Тильдой окажемся в одном номере, я буду лучше понимать, о чем Джинн будет рассказывать Алетейе». И он добавил: «Я буду рассказывать ей истории!» До этого нашего разговора мне и в голову не приходило, что это самое очевидное творческое решение.
На этот вопрос мне сложно ответить. Если бы я попросил о золотой медали за рекордную победу в стометровке, смог бы он это устроить?
Когда в начале Джинн предлагает Алетейе исполнить три ее желания, он говорит: «Во-первых, бесконечные желания загадывать нельзя. Во-вторых, я не могу сделать тебя бессмертной. И в-третьих, я не могу закончить все страдания в мире. Я всего лишь Джинн». Конечно, было бы здорово, если бы все наши желания исполнялись по чьему-то велению, но весь смысл желаний в том, чтобы к ним стремиться.
Уверен, что все эти истории со временем трансформируются во что-то новое. Киновселенные Marvel и DC Comics — это, по сути, пережитки греческой, скандинавской и римской мифологии, и у каждого из этих супергероев есть равнозначный мифологический эквивалент. Просто мы живем в эпоху, когда эти мифы рассказываются с помощью динамических изображений. Они отголоски прошлого, которые трансформировались в образы, которые имеют для нас значение. То, что фильмы о супергероях так популярны, а люди, которые стоят за их созданием, очень искренни, не случайное совпадение. Не думаю, что без подобной искренности эти фильмы были бы настолько успешны.
Через десять, двадцать или тридцать лет эти истории будут другими, но в какой-то степени это будут все те же истории. Не важно, что произойдет с человечеством, всегда будут существовать новые формы этих историй, адаптированные к реалиям современности. Меняются лишь обстоятельства, в которых эти истории рассказываются, и именно поэтому нам кажется, что и истории меняются в зависимости от наших знаний об окружающей реальности.
Я могу сейчас взять свой телефон и записать каждую частичку доступной информации. Это же своего рода магия. Если бы я попробовал объяснить это своему деду, он бы точно подумал, что мы живем в век магии. Без сомнений, через тридцать или сорок лет появятся такие вещи, которых мы не могли бы представить сто лет тому назад. Это совершенно нормальный ход развития человеческой цивилизации. Мне было очень интересно читать, как люди справлялись с чумой столетия назад, когда еще не существовало микробной теории. Люди ничего об этом не знали, а сегодня даже совсем маленькие дети в курсе того, как это устроено. Такой уровень осведомленности был достигнут с помощью нарратива, с помощью историй, которые рассказывали нам о том, что нужно быть осторожнее, в то время как наши предки решали эти проблемы на интуитивном уровне.
Я рад был вновь поработать с Томом Холкенборгом (голландский музыкант, известный как Junkie XL. — Прим. BURO.). К слову, мы с ним в настоящее время работаем над музыкальным рядом к «Фуриосе». Том невероятно интересный человек, настолько эрудированный, он обладает знаниями энциклопедического масштаба, и он мой учитель во всем, что касается музыки. Я совершенно не музыкальный человек, и он сумел объяснить мне очень многие нюансы. А я, в свою очередь, рассказал ему многое о драматическом искусстве, что в результате вылилось в наше многолетнее сотрудничество. Том обладает удивительным талантом принимать решения, исходя из своих фантастических знаний и в то же время доверяя своей интуиции. А я просто люблю слушать музыку, которую он пишет.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7