Как стать знатоком творчества Кубрика и Тарковского за одни выходные
Кинематографу чуть больше века, но, чтобы посмотреть одни только классические фильмы, вам понадобятся годы. Однако далеко не каждый режиссер может похвастаться обширной фильмографией. Скажем, Андрей Тарковский снял всего восемь картин, а Стэнли Кубрик — тринадцать. Мы вспомнили пять режиссеров, с чьим творчеством можно ознакомиться за одни выходные.
Андрей Тарковский
Советский и мировой классик
Общая продолжительность полного метра: 16 часов 24 минуты (7 фильмов)
Общая продолжительность короткого метра: около 1,5 часа (3 фильма)
Наше все (и еще немного их все) снял всего семь фильмов. Конечно, посмотреть всю фильмографию Тарковского за одни выходные — это испытание для сильных духом. Возможно, вы начнете вашу рабочую неделю уже другим человеком. Поэтому рекомендуем начать с разминки — с короткого метра. Среди короткометражек Тарковского особенно примечателен фильм «Каток и скрипка», который он написал совместно с Андреем Кончаловским. Рекомендуем ознакомиться и с курсовой работой будущего мэтра — короткометражкой «Убийцы».
Андрей Звягинцев
Главный режиссер современной России
Общая продолжительность: 10 часов 33 минуты (5 фильмов)
Безусловно, есть и другие претенденты на звание «главного режиссера России», однако именно фильмы Звягинцева вызывают у нас наибольший резонанс и провоцируют дискуссии в самых разных слоях населения. Достаточно вспомнить, какой эффект произвел «Левиафан», чье название само по себе стало нарицательным — синонимом беспредела власть имущих. Слово «беспредел» тоже по-своему знаковое — как минимум тем, что его крайне сложно перевести на другие языки. Например, американские переводчики подобрали слово outrage, которое смысл, конечно, передает, но напрочь теряет уголовный оттенок.
Смотреть всю фильмографию Звягинцева (регулярно сравниваемого с Тарковским) за одни выходные мы тоже не рекомендуем: как и в случае с «нашим всем», вы рискуете упустить слишком много нюансов. Марафон (хотя бы из трех последних фильмов) стоило бы устроить только в одном месте — в Госдуме.
Стэнли Кубрик
Великий перфекционист
Общая продолжительность: 27 часов 19 минут
Не считая высадки на Луну, Кубрик снял всего тринадцать фильмов. Хотя на самом деле вычеркивать из фильмографии надо вовсе не высадку (ее он, разумеется, не снимал), а «Спартака», от которого режиссер впоследствии открещивался. Мы рекомендуем смотреть Кубрика в хронологическом порядке — его ранние фильмы («Страх и вожделение», «Убийство») длятся чуть больше часа. Затем можно перейти и к трехчасовым полотнам вроде «Барри Линдона» и «Космической одиссеи».
Зак Снайдер
Гений массового кино
Общая продолжительность: 14 часов 44 минуты
По фильмографии Снайдера можно составить впечатление о всей массовой голливудской продукции: здесь вам и ремейки классики («Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро), и детские мультфильмы («Легенды ночных стражей»), и экранизации комиксов («Хранители», «Бэтмен против Супермена»). Снайдер — создатель эталонного американского мейнстрима, громкого, дорогого и зачастую бессмысленного. Тем не менее из всех режиссеров блокбастеров у него есть узнаваемый авторский стиль — приглушенная цветовая палитра, любовь к рапиду и ярко выраженная гигантомания.
После пятнадцати часов со Снайдером у вас в памяти останется в лучшем случае пачка ярких открыток — спартанец в алом плаще, который скидывает персидского посла в яму, инопланетянин в красном плаще, раскинувший руки посреди бескрайнего космоса и, скажем, летящая сквозь проливной дождь сова (без плаща). Если хотите удлинить это путешествие, то посмотрите режиссерские версии. В них Снайдер не мелочится — расширенный «Бэтмен против Супермена» идет около трех часов, а «Хранители» — около четырех.
Бен Аффлек
Актер с «Золотой малиной», режиссер с «Золотым глобусом»
Общая продолжительность: 8 часов 7 минут
Аффлек был чрезвычайно востребованным, но едва ли успешным актером: единственной наградой, которую ему удалось завоевать в качестве лицедея, была «Золотая малина». Режиссерские перспективы тоже поначалу не угадывались: его дебютная короткометражка с замысловатым названием «Я убил жену-лесбиянку, повесил ее на мясной крюк, и теперь у меня контракт с Диснеем на три фильма» была просто ужасной (можете сами убедиться). Однако Аффлек преуспел как сценарист — вместе с Мэттом Дэймоном он получил «Оскар» за сценарий «Умницы Уилла Хантинга».
Все изменилось в 2007 году, когда Аффлек по-настоящему дебютировал в режиссуре с экранизацией книги Денниса Лихейна «Прощай, детка, прощай». Затем был «Город воров» и, наконец, картина «Операция „Арго“», которая получила «Оскар» как лучший фильм и принесла Аффлеку «Золотой глобус» за режиссуру. Сейчас Аффлек покинул кресло постановщика нового «Бэтмена», однако капюшон крылатого мстителя не оставил, так что сейчас ему пока не до нового фильма.