В России снимают все больше фильмов о музыкантах, и это повод пересмотреть выходившие ранее картины на эту же тему
В последнее время в России выходит все больше кинопроектов (документальных и игровых) про музыкантов: 19 февраля в прокате стартует фильм-концерт «Сияние обрушится вниз» с последним выступлением группы «Гражданская оборона», прошедшем в Екатеринбурге за десять дней до смерти лидера коллектива Егора Летова, а весной завершится производство очень ожидаемого фильма Кирилла Серебренникова о Викторе Цое, да еще авторы телеграм-каналов «Мастриды» и «Маствотч» готовят документальный фильм «Баттл» о российском баттл-рэпе. Возможно, все эти новинки можно будет посмотреть на ежегодном Beat Film Festival, которому, скорее всего, мы и обязаны ростом интереса к фильмам про музыкантов. Впрочем, такое кино у нас снимают еще с 1980-х, поэтому мы выбрали восемь документальных и художественных советских и российских фильмов о музыкантах.
Считается, что это первый отечественный фильм, посвященный советскому рок-андеграунду, сумевший дотошно изобразить его изнанку и так приблизиться к музыкантам. Алексей Учитель снял достоверный групповой портрет героев советских молодых людей 1980-х. В съемках приняли участие Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Антон Адасинский, Олег Гаркуша и Юрий Шевчук. Учитель ставил своей целью наглядно сопоставить совершенно не близкие друг другу идеи советского рок-андеграунда и напыщенность речей представителей государственной машины. «Рок» — достоверная документация эпохи застоя и первый фильм, с которого стоит начать знакомство с русской музыкальной документалистикой.
Свежий для времени своего выхода благодаря изображению творческого андеграунда, фильм Сергея Соловьева впоследствии стал культовым. Картину снимали в зимней Ялте при участии андеграундных рок-звезд, в том числе Виктора Цоя и группы «Кино». По сюжету молоденькая медсестра Алика (Татьяна Друбич) заводит роман со своим состоятельным пациентом — бандитским лидером Крымовым-Сваном (Станислав Говорухин). Пара должна воссоединиться в Ялте, но в силу обстоятельств Алике приходится переночевать у своего нового случайного знакомого по прозвищу Бананан (Сергей Бугаев). Бананан — свободолюбивый творческий молодой человек, работающий сторожем в театре и поющий в группе со своими друзьями. Постепенно Алика все больше увлекается своим новым другом, явно в нее влюбленным, и все меньше времени проводит с Крымовым, чем вызывает у того жгучую ревность. Как понятно из синопсиса, мировозрение творческого обаятельного Бананана символично противопоставлено приземленным и грузным взглядам гораздо менее приятного Крымова. В саундтреке «Ассы» звучит музыка исполнителей, которые не видели себя в официальной советской культуре, — кроме «Кино» там можно услышать песни Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» и Жанны Агузаровой с группой «Браво».
Дружба Алексея Балабанова с музыкантами Свердловского рок-клуба — факт широко известный. Музыка вообще была важна для Балабанова, он тщательно подбирал песни под сцены своих фильмов, чтобы создать правильное настроение. Режиссер предпочитал русский рок и чаще всего останавливался на творчестве своих друзей. В его первой киноработе — короткометражке «Раньше было другое время» — все события происходят на фоне играющей свои песни группы «Наутилус Помпилиус». «Настя и Егор» — вторая короткометражка Балабанова, в которой смешались документальные кадры и художественная постановка. В этой картине, как и в предыдущей, задействованы свердловские музыканты: на первом плане тут отношения певицы Насти Полевой (группы «Настя», «Наутилус Помпилиус») и гитариста Егора Белкина (группы «Настя», «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус»).
Документальный кинопортрет Виктора Цоя, основателя группы «Кино», режиссер Алексей Учитель собрал из различных видеохроник, собственных материалов, оставшихся от его же фильма «Рок», и воспоминаний родственников, друзей и близких музыканта. Цой погиб в ДТП в августе 1990 года, и Учителю уже тогда стали предлагать снять фильм в память о легендарном исполнителе, но тот отказывался, потому что, по мнению режиссера, это отдавало спекуляцией, да и он не был уверен, что имеет на это право, ведь у Цоя были более близкие люди. В конце концов после всех стараний у Учителя вышел фильм, обязательный к просмотру для каждого, кто хочет как можно лучше понять Цоя и подробно узнать о его жизни. Многие отмечают, что слова музыканта, прозвучавшие в «Последнем герое», кажутся пророческими относительно его собственной судьбы и судьбы рок-музыки в целом.
Вдова лидера «Гражданской обороны» Егора Летова Наталья Чумакова (она же выпускает «Сияние обрушится вниз») с конца 2000-х работала над созданием полноценного документального фильма о своем муже. Картина получила название в честь альбома «Гражданской обороны» «Здорово и вечно», вышедшего в 1989 году. Фильм состоит из архивных съемок и воспоминаний родственников и близких музыканта, а также его соратников по группе. Он охватывает жизнь Летова с 1980-х по 1990-е и через его судьбу рассказывает еще об историческом периоде: охоте КГБ на неформалов, попытках подавить контркультуру, подпольных концертах и так далее. Летов определенно был сложно скроенным человеком, и фильм раскрывает его только отчасти, но даже на это «отчасти» очень интересно смотреть.
Летом 2016 года из жизни ушел эксцентричный и бесспорно талантливый петербургский композитор Олег Каравайчук. Он написал музыку к «Городскому романсу», «Монологу», «Женитьбе», «Коротким встречам», «Долгим проводам» и другим фильмам. Невысокий, сутулый, в неизменном берете, он с занятной логикой рассуждал об искусстве и экспрессивно играл на рояле с закрытыми глазами. К счастью, этого своеобразного человека успели запечатлеть для пары документальных фильмов. «Олег и редкие искусства», по сути, симбиоз Каравайчука и пространства нежно любимого им Эрмитажа. В фильме он ходит по захватывающе красивым залам дворца-музея и делится своими мыслями. Также зритель сможет увидеть его в более простом окружении — на даче в Комарово под Петербургом.
Это один из самых удачных дебютов программы «Смена» Beat Film Festival, которая собирает фильмы о музыке и музыкантах от молодых российских режиссеров. Режиссер Маргарита Захарова переехала из Новосибирска в Москву, чтобы учиться в Московской школе нового кино. В столице она познакомилась с Евгением Алехиным, участником рэп-дуэта «макулатура». Сначала Захарова снимала их концерты, а потом отправилась с музыкантами в тур по России, который и стал основой документалки «Внутренни реп». Мотания по городам, поезда, саундчеки, тусовки с друзьями, концерты — вот что задокументировано в этом 40-минутном фильме.
Наполненный здоровой самоиронией, этот документальный фильм рассказывает истории трех екатеринбургских музыкальных коллективов, пытающихся пробиться к успеху. С самого начала все идет не по плану, бюджет заканчивается, коллективы разваливаются, съемки растягиваются на пять лет, за которые повестка в стране успевает измениться. Вероятно, это лучшее на сегодня изображение реалий, с которыми приходится сталкиваться рвущимся к успеху российским исполнителям. Впрочем, их проблемы вполне соотносятся с общими проблемами всей нашей страны. Выйдя на экраны в конце 2017-го, «Про рок» сразу собрал массу положительных отзывов и от критиков, и от зрителей, а его показы все еще иногда можно застать в Москве.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7