Как закончился 42-й ММКФ: блокада, российские саблистки и британская драма про взросление
Накануне прошла церемония закрытия 42-го Московского кинофестиваля, на которой главный приз получил российский фильм «Блокадный дневник». BURO. рассказывает о фаворитах смотра, состоявшегося вопреки всему, и на этом завершает трансляцию
Церемония награждения ММКФ в этом году прошла без президента фестиваля Никиты Михалкова — его знаменитые усы не были замечены ни в зале, ни на сцене. Не было и создателей многих отмеченных жюри фильмов — из-за коронавируса они так не приехали в Россию, и награды вместо них получали дипломаты. Но до Москвы все же добрался британский режиссер Риши Пэлэм — его фильм «Хильда» стал одним из фаворитов конкурса и получил сразу два приза: за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль (Меган Первис, сыгравшая собственно Хильду). Пэлэм со сцены шутил про то, что не умеет выступать на публике, и был заметно растроган.
Обладателя главной награды ММКФ объявил председатель основного жюри Тимур Бекмамбетов. Он произнес короткую речь про то, что мы сейчас переживаем сложные времена, но бывали и труднее, а потом назвал победителя — «Блокадный дневник» по произведениям Ольги Берггольц. На сцену поднялись режиссер Андрей Зайцев в сопровождении Ольги Оззолапиной, сыгравшей главную роль — женщины, похоронившей мужа, которая идет через блокадный Ленинград проститься с отцом. Получив награду, Зайцев сказал, что снимал фильм, чтобы напомнить о великой трагедии и о том, что никто не забыт и ничто не забыто. Оззолапина выглядела так, будто и правда многое перенесла, и молча стояла рядом с режиссёром. После благодарственных слов они ушли со сцены, и фестиваль официально завершился.
Больше всего 42-й ММКФ, вероятно, запомнится не участниками и даже не победителями, а именно фактом своего проведения — и решать, слабоумие это или отвага, волен каждый. Но попробуем определить лучшие фильмы смотра.
В довольно неровной основной программе (а «Блокадный дневник» при несомненной важности темы получил разные отзывы критиков) ярким пятном стала упоминавшаяся выше «Хильда». Это дебютный фильм Пэлэма, снятый по его же сценарию. Его героиня — старшеклассница из Лондона, родители которой постоянно ругаются между собой. Не примиряет их и рождение еще одного ребенка. После очередной ссоры Хильда остается одна приглядывать за младшей сестрой и новорожденным братом — в ущерб учебе и занятиям танцами, в которых ей прочат большие успехи. «Хильда» — это отчасти история взросления, отчасти драма (во второй половине, пожалуй, больше драматического). Но это кино не отчаяния, а веры — про сложные ситуации, в которые попадают люди, и как, несмотря на все, они остаются собой. Фильму отдала свой приз и международная ассоциация кинокритиков ФИПРЕССИ.
Картина закрытия ММКФ в этом году, как и фильм открытия, российский — спортивная драма «На острие» про достижения саблисток. В Москву из города с говорящим названием Грязевск приезжает молодая фехтовальщица Кира (Стася Милославская), которая в первом же поединке чуть не обыгрывает главу сборной, легенду большого спорта Сашу (Светлана Ходченкова). Между спортсменками начинается борьба, которую пытается то ли остудить, то ли еще больше разжечь тренер сборной (Сергей Пускепалис). Фильм Эдуарда Бордукова («Коробка») — кино зрелищное и даже моментами захватывающее; приятно и то, что фильм отчасти основан на реальных событиях, правда, новаторского в нем мало. «На острие» выйдет в прокат 26 ноября.
Сериалы сейчас теснят фильмы по многим параметрам и крупнейшие фестивали запускают специальные сериальные программы. На ММКФ в этом году ограничились одной премьерой — «Шерлоком в России» от сервиса Start. Режиссер Нурбек Эген («Молот», «Шахта») попросил не сопоставлять его Шерлока с предыдущими, но сравнения с экранизациями, в которых сыщика сыграли Василий Ливанов и Бенедикт Камбербэтч, неизбежны. Так вот — во-первых, этот «Шерлок» с литературным первоисточником имеет очень далекое родство: в сериале сыщик приехал в царскую Россию, чтобы поймать сбежавшего из Лондона Джека Потрошителя (он, как оказывается, русский).
Во-вторых, сериал выпустила продюсерская компании «Среда» (сняла «Гоголя» с Александром Петровым), и это стилистически угадывается с первых кадров: много боев, рапидов, крупных планов, много чуть бутафорской чертовщины. Шерлок в исполнении Максима Матвеева немного нервический и пока, кажется, не то чтобы джентльмен; за фемповестку отвечает героиня Ирины Старшенбаум. В ролях второго плана отличные Владимир Мишуков, Евгений Дятлов и Константин Богомолов. На премьере показали только первую серию, поэтому с выводами лучше повременить до выхода сериала 22 октября.
В параллельных программах можно было собрать громкие премьеры с других фестивалей. В секции «8 ½ фильмов» показали «Новый порядок» мексиканца Мишеля Франко (специальный приз жюри на последнем Венецианском кинофестивале). Сюжет такой: во время вечеринки в честь помолвки дочери крупного бизнесмена Марьян (Наян Гонзалез Норвинд) начинаются массовые протесты: бедные по всей стране грабят богатых. В результате быстро происходящего передела собственности Мексика погружается в хаос. «Новый порядок» — антиутопия, кино гораздо большего масштаба, чем прошлые картины Франко. Но главная идея не оправдывает размаха бесчинств — это механическое нагнетание ужаса, эксплуатация интересов к смерти и насилию.
В той же программе показали «Субботний роман» китайца Лоу Е (премьера состоялась в Венеции в 2019 году) — шпионское кино с несколькими хитро переплетенными сюжетными линиями о предотвращении катастрофы. Это «Довод», который нам по нраву, — невероятно снятый и с замечательной Гун Ли в главной роли. Еще одна важная премьера — «Берлин, Александерплац» с последнего Берлинале. Бурхан Курбани перенес действие романа Альфреда Дёблина в наши дни. В главной роли теперь не Франц, а Франсис, мигрант из Гвинеи-Бисау в исполнении Велкета Бунге. Антагониста — наркоторговца Райнхольда — играет великолепный Альбрехт Шух. Курбани уместил действие романа в три часа (Фассбиндеру потребовалось 14 серий и почти в пять раз больше времени), и с этим, вероятно, связаны некоторые драматургические огрехи. Но в любом случае это путешествие в залитый неоном подпольный мир Берлина стоит потраченного времени. И чтобы зафиксировалось, в финале подведем итоги списком.
«Хильда», реж. Риши Пэлэм.
Выйдет ли в российский прокат: неизвестно.
«Шум», реж. Даниэлла Рыбакьян (подробнее о фильме).
Выйдет ли в российский прокат: неизвестно.
«Ещё по одной», реж. Томас Винтерберг.
Выйдет в российский прокат 10 декабря (подробнее о фильме).
«Берлин, Александрплац», реж. Бурхан Курбани.
Выйдет ли в российский прокат: неизвестно.
«Субботний роман», реж Лоу Е.
Выйдет ли в российский прокат: неизвестно.
09.10.20, 18:34
Другие истории
Подборка Buro 24/7