Анна Меликян: "Своими лицами наши актеры ничего не собирают в прокате"

Интервью с режиссером "Русалки" о ее новой работе — фильме "Звезда"

После перерыва в несколько лет Анна Меликян готовится представить сразу две новых работы: "Звезду", которая, вероятно, полюбится фанатам ее знаменитой "Русалки", и "Про любовь", привлекающую внимание как минимум звездным актерским составом

С момента появления на экранах "Русалки" зрители томились в ожидании новой работы режиссера, сценариста и продюсера Анны Меликян. Пауза затянулась на семь лет, и лишь в конце этого года в широкий прокат выходит "Звезда" — лента о не сумевшей удержать выгодное положение в обществе светской львице, ее пасынке и начинающей артистке, истории которых соединяются в одну. На главные роли в "Звезду" Меликян пригласила едва известных российскому зрителю актрис Северию Янушаускайте и Тинатин Далакишвили, компанию которым составил Павел Табаков  сын Олега Табакова, для которого эта работа стала дебютом в большом кино. 

Режиссерское молчание Анны Меликян прервется не только "Звездой", но и картиной "Про любовь", готовящейся выйти в прокат после Нового года. И если в актерском составе "Звезды" нет громких имен, то успех "Про любовь" обеспечен участием Ренаты Литвиновой, Михаила Ефремова, Юлии Снигирь, Евгения Цыганова, Владимира Машкова, Юрия Колокольникова и Равшаны Курковой. О двух совершенно разных работах, совмещении ролей продюсера и режиссера, трудностях кинопроизводства и любви к актерам, с которыми работает, Анна Меликян поведала в интервью Buro 24/7. 

После "Русалки", которая вышла в 2007 году, вы сделали большой перерыв в работе. С чем он был связан?
Есть несколько причин: рождение ребенка, отсутствие историй, которые хотелось бы рассказать. А вообще, так просто получилось. Семь лет мне все кругом твердили: "Вот, эти режиссеры каждый год выпускают по фильму, а ты ничего не делаешь". Но я ведь никому не должна свои фильмы. Жизнь шла своим чередом, я занималась продюсированием, а потом яростное желание снимать кино наконец пришло, и уже в процессе я вспомнила, какое это счастье. Надеюсь, больше таких перерывов у меня не будет; жизнь короткая, и надо делать то, что нравится, а мне очень нравится снимать кино.

"Если честно, писать сценарий — это ад. Ты сидишь один на один с компьютером и понимаешь, что никто тебе не поможет"

Откуда взялась история, которая легла в основу "Звезды"?
Я всегда собираю истории из миллионов разных наблюдений. Вот мы с вами сейчас разговариваем, а потом я выйду и что-нибудь запишу. Создание сценария — самый мистический момент в процессе создания фильма. Детали собираются воедино и сами начинают управлять сюжетом. Если честно, писать сценарий — это ад. Ты сидишь один на один с компьютером и понимаешь, что никто тебе не поможет! (Смеется.)

Огромное количество режиссеров избегают "ада" и не участвуют в написании сценариев.
Я считаю сценарии самым слабым своим звеном, и с удовольствием брала бы готовые. Проблема в том, что материалы, которые мне присылают, очень низкого качества, а я ведь должна буду несколько лет буквально жить в выбранной истории. После "Русалки" я ждала, что кто-нибудь положит мне на стол интересный сюжет, но кругом одни графоманы, поэтому села писать сама. Точнее, с соавторами: все мои сценарии рождаются в диалоге, а говорить с компьютером немного странно.

Идеи насчет актеров появляются уже в момент написания?
Всегда по-разному. В случае с "Русалкой" Маша Шалаева появилась в проекте даже раньше сценария. Мы были знакомы еще со ВГИКа, и я очень хотела снять кино, в котором она могла бы сыграть главную роль. Со "Звездой" такого не было. Я писала про вымышленных персонажей, на которых Тинатин и Северия оказались совсем не похожи. Я увидела их, влюбилась, и описание героинь, которое было в сценарии, оказалось не нужным.

У "Звезды" ведь был очень долгий кастинг.
Да, полтора года. Мне надо влюбиться в актеров. Я же потом еще два года буду смотреть на них: снимать, монтировать. Если человек тебе не нравится, то это мука.

"Каждый раз, начиная работать над фильмом, задумываюсь, что страна такая огромная, а снимать некого. С другой стороны, 20 хороших футболистов в огромной стране тоже найти не могут"

Северия действительно выучила русский, чтобы у вас сняться?
И Северия, и Тина. Как гражданки стран СНГ они, конечно, обе могли говорить по-русски, но с очень сильным акцентом.

В "Любви с акцентом" Тинатин очень неуверенно говорила по-русски.
Наверное, надо наконец признаться: в финальной версии мы обеих переозвучили. В процессе съемок Северия и Тина стали говорить гораздо лучше, но литовский и грузинский акценты до конца не исчезли, поэтому, оставь мы их настоящие голоса, пришлось бы сценарно этот факт как-то объяснить. Я посчитала, что дополнительные смыслы будут лишними. Переозвучили их мастерски: Северия сначала даже не поняла, что это не ее голос. Но девочки занимались с преподавателями, и надеюсь, что обе начнут сниматься в русском кино, потому что талантливых и красивых у нас немного. Актрисы, конечно, живьем съедят меня за эти слова, но пока в русском кино чаще встречаются либо красивые, либо талантливые. Каждый раз, начиная работать над фильмом, задумываюсь, что страна такая огромная, а снимать некого. С другой стороны, 20 хороших футболистов в огромной стране тоже найти не могут! (Смеется.)

Как продюсера "Звезды" вас не пугало, что обе актрисы российскому зрителю знакомы очень плохо?
У меня изначально была установка снять "Звезду" с неизвестными артистами, и только Гоша Куценко должен был сыграть сам себя. Но задумка не совсем удалась, потому что в итоге появился еще и Андрей Смоляков. Я вообще считаю, что не во всех фильмах важно и нужно снимать известные лица.

Да, но когда зритель видит постер со знакомым лицом, он скорее пойдет на фильм.
В случае с российским кино, это иллюзия. Наши артисты, к сожалению, ничего не собирают в прокате своими лицами. Единственный в русском кино, кто может хоть как-то обеспечить кассу, — Данила Козловский. Мы ведь помним, что хитом прошлого года стал фильм "Горько!", где не было ни одного известного лица.

Там был Сергей Светлаков.
Да, но у него далеко не самая большая роль в "Горько!".

При этом его фото было на всех постерах.
У меня на этот случай есть Гоша Куценко. На постере он вряд ли будет, но подумаю над тем, чтобы написать: "Звезда — Гоша Куценко!" (Смеется.)

Режиссеры часто жалуются на сложность работы с продюсерами. Когда режиссер и продюсер одно лицо — это ...
... прекрасно! Обычно уходит очень много усилий, чтобы объяснить каким-то дядям и тетям, почему ты хочешь сделать именно так. Продакшеном "Русалки" на первых порах я занималась не сама. По сценарию герои должны были прыгать с Крымского моста; ко мне пришел продюсер и сказал: "Мы нашли в Подмосковье небольшой мостик, откуда ребята могут прыгать". Пришлось сидеть и объяснять, что Крымский мост — это не моя блажь, а важная часть картины. Даже при моем адекватном подходе к съемочному процессу и умению экономить бюджет, с продюсерами работать очень сложно. К тому же когда я сама выступаю в роли продюсера, чувствую двойную ответственность и с тем же бюджетом обхожусь аккуратнее, чем обошелся бы любой другой человек.

А на чем вы никогда не экономите?
На артистах.

Даже при том, что российские актеры не собирают кассу, они дорого обходятся?
Это всегда весомая часть бюджета. Я вообще не экономлю на людях, потому что от них и зависит успех продукта. Лучше урезать количество съемочных дней.

Сложность взаимодействия с продюсерами очень доступно описана в трейлере "Русалки".
Гениальный трейлер, который сделал режиссер Паша Руминов. Он присутствовал на совещании дистрибьюторов, которые обсуждали, будет ли "Русалка" пользоваться успехом. Беседа была очень бурной, молчали только я и Паша, который что-то все время записывал. А через два дня я получила, кажется, лучший трейлер в истории российского кино, где были процитированы слова дистрибьюторов с того самого совещания.

Там говорится, что ровесникам главной героини "Русалки", вероятно, будет интересно посмотреть этот фильм и найти что-то от себя самих. Вы правда снимаете кино именно для такой аудитории?
Прозвучит эгоистично, но я забочусь в первую очередь о том, чтобы фильм был интересен мне. Когда в конечном продукте находишь что-то интересное для себя, есть шанс, что это будет интересно многим. А если математическим способом просчитывать, что понравится аудитории, то вряд ли получится хорошо. Возможно, из-за отсутствия расчетов мое кино и находится всегда где-то между фестивальным и человеческим жанрами. Кинокритики обозвали мои фильмы арт-мейнстримом. Очень точное, на мой взгляд, определение.

Вы сравниваете свои фильмы?
Нет, для этого есть кинокритики. И потом, я никогда свои фильмы не пересматриваю. Прихожу на встречу со студентами, они начинают пересказывать какой-то момент, а я его просто не помню. Единственный раз, когда я смотрю свой фильм, — после сведения звука и картинки. А в зрительном зале сидеть не могу: на "Кинотавре" попробовала, но сил хватило только на 20 минут.

Я спрашиваю про сравнение, потому что мне показались очень похожими героини Маши Шалаевой в "Русалке" и Тинатин Далакишвили в "Звезде". Это случайность?
Моих героинь почему-то называют "странными девочками", хотя мне они такими не кажутся. Возможно, в этом и есть их общность. Но сама я в момент создания не задумываюсь, была у меня такая героиня или нет, прыгала она с моста или нет. Для меня абсолютно неважно, будут ли потом говорить, что Меликян повторяет саму себя. Конечно, есть какие-то сходства, но они случайны. И когда у меня спрашивают, почему все мои героини умирают, хочу выдать умный ответ, но его просто нет. Больше того, сев за сценарий "Звезды", я себе пообещала, что ни одна красивая девушка не умрет, а она все равно умерла! (После паузы.) Теперь все подумают, что я сумасшедшая.

Как продюсеру вам не кажется, что положительную эмоцию было бы легче продать?
У меня очень веселые фильмы. На первых показах "Звезды" зрители смеялись. Конечно, еще и плакали, но если дотянуть до конца, то будет ясно, что это скорее комедия. Главное, кино получилось светлым, даже несмотря на присутствие смерти. И вообще этот фильм не про смерть, а про жизнь. Как продюсер я верю, что при нормальной системе проката такое кино может собирать деньги.

Прокат  это то, на что жалуются почти все кинематографисты в России. Кто наконец должен разобраться с этой проблемой?
Такие вопросы должны решаться на государственном уровне: количество кинозалов, квоты для иностранных и российских фильмов. Единственное, что в данной ситуации могут сделать сами режиссеры, — снимать хорошее кино, за которое зритель пойдет голосовать рублем, как это случилось с "Горько!". Все остальные мечты и жалобы не работают.

Успешный прокат для вас важнее как для режиссера или как для продюсера?
С режиссерской точки зрения мне важно, чтобы как можно большее количество зрителей увидели фильм в хорошем качестве. Было очень обидно, когда "Русалка" стала хитом у "пиратов", провалившись при этом в прокате. То есть люди посмотрели фильм, но в ужасном качестве. Как продюсер я расцениваю проект с точки зрения бизнеса и, конечно, хочу вернуть вложенные деньги.

От Интернета уже никуда не деться. Почему бы не выложить фильм в Сеть самостоятельно, проконтролировав качество и предоставив возможность скачать его за небольшую сумму?
Думаю, к этому все и придет. Рынок DVD умер, кино по телевизору мало кто смотрит, поэтому скоро после проката фильмы будут сразу выкладывать в Интернет. Но важно, чтобы зритель скачивал его за деньги, а не как сейчас — бесплатно.

"Наши артисты, к сожалению, ничего не собирают в прокате своими лицами. Единственный в русском кино, кто может хоть как-то обеспечить кассу, — Данила Козловский"

Работа над "Звездой" и "Про любовь" шла параллельно?
Нет. "Звезду" мы летом уже показывали на "Кинотавре", а "Про любовь" начали снимать только в августе.

На каком этапе работа?
Съемки длились всего 25 дней — сейчас монтируем. "Про любовь" очень не похожая на меня история хотя бы потому, что сделана очень быстро. Возникла идея создать альманах из нескольких сюжетов, который никак нельзя было растягивать — потерялась бы нужная энергетика. Я ставила перед собой задачу легко, весело и по-хулигански снять летом фильм с известными артистами.

Известные артисты  это обязательное условие в данном случае?
Да. Обычно я с ними работаю редко, но тут решила поставить такой эксперимент. Позвала всех, кто был мне интересен. Хотелось посмотреть, каково это — снимать знаменитостей.

Почувствовали разницу?
По большому счету нет. Актеры — известные или нет — все очень разные. Кто-то более талантлив и работоспособен, а кто-то менее.

Часто случалось принимать отказы от артистов, когда предлагали ту или иную роль?
Когда искали актрису на роль Маши в "Звезде", девочки отказывались, зная, что надо будет раздеться в кадре. Меня удивило, что это смутило очень многих молодых русских актрис. В этом смысле европейские артисты спокойнее относятся к своему телу. Некоторые отказывались из-за смерти по сценарию. Это я могу понять, потому что точно знаю: между кино и реальной жизнью есть связь.

Но это ведь отсекает огромное количество потенциальных ролей.
Да, но я уважаю человеческие принципы. С одной из пробовавшихся на роль Маши актрис мы очень долго беседовали, успели подружиться, и я даже в нее влюбилась, а потом оказалось, сниматься она не хочет. Это ее принцип, и я его уважаю. Не знаю, правда, что он ей дал.

У вас есть аналогичные табу в режиссуре?
Конечно. Даже вслух о некоторых вещах не готова говорить, не то что снимать. Я очень эмоциональный человек, и фильмы, над которыми работаю, становятся частью моей жизни. Есть страшные истории, привлекающие зрителей, но когда задумываюсь, что мне с ними жить несколько лет, понимаю, что могу сойти с ума.

Помимо личных запретов с недавних пор существует еще ряд ограничений: мат, курение на экране. Это проблема?
Для моих фильмов нет, но я уверена, что для огромного количества авторов — да. Знакомые недавно рассказали, что сходили на какой-то жуткий фильм, где героем выкалывали глаза, наматывали на ржавый гвоздь, и при этом каждые пять минут на экране появлялось предупреждение, что "курение вредит здоровью". Абсолютная глупость. Деньги лучше вкладывать не в запреты, а в образование, чтобы люди сами для себя могли решить, какое искусство им надо, а какое — нет.

Выражаем благодарность за помощь в организации съемок ресторану Vаниль (Остоженка ул., 1/9)

Лиза Мелина

10.11.14, 16:05