В кинотеатрах вовсю идет один из лучших российских фильмов прошлого года — «Тряпичный союз» Михаила Местецкого. Награжденный на «Кинотавре», показанный на Берлинале, обласканный зрителями и критиками, этот «союз» — отличный пример кинематографа, которого в России так отчаянно не хватает. О том, почему это так, рассказывает Денис Катаев
Горе от ума. Так еще совсем недавно можно было описать новое русское кино, которое с легкой подачи братьев Пресняковых и Кирилла Серебренникова, так бы и оставалось ни с чем, если бы не новая волна куда более чутких к зрителю российских режиссеров и сценаристов. Действительно, таких как Балабанов или Звягинцев, которые умеют срастить мощный арт с массовой культурой, найти сложно. Потому молодым и приходилось существовать в парадигме той самой обезьяны между умными и красивыми. Либо вам «Яйца судьбы», либо «Овсянки», вот и весь выбор. То есть, справедливости ради, были и Попогребский, и Вырыпаев, и Германика, которые с помощью своего тонкого вкуса грань держали, но вот, похоже, только последние полтора года начал осознанно оформляться новый российский арт-мейнстрим. Задала тренд регулярная победительница «Кинотавра» (именно на этом фестивале и появляется такое кино) Анна Меликян, именно на таком жанровом кино, которое поймет каждый, но оценит и самый умный зритель, и сделала себе имя. Квинтэссенцией стала комедия «Про любовь» — очень лайкабельный фильм, про нас и нашу жизнь, понятный всем на улице, но при этом не грубый и не пошлый. Таких примеров много — и Оксана Бычкова с мелодрамой «Еще один год», и «14+» Антона Зайцева, который понравился даже Михалкову, и вот теперь еще «Тряпичный союз» Местецкого.
Такое кино мог снять Бертолуччи, Гаррель или Оноре. И снова все песни только о молодости и любви, состояние, к которому хочется возвращаться всегда. Это свободное кино про нашу и вашу свободу, не дрожащее и не оглядывающееся по сторонам, честный фильм о юности со всеми вытекающими последствиями. А это безумство, любовь, отшельничество и революционный закал. Все как везде, что во Франции, что в России. Молодость конвертируется всегда и повсюду, потому и работает. Особенно в кино, самом молодом из искусств. Вот и вышло у Местецкого что-то удалое-молодецкое, полнометражный дебют сценариста и режиссера, премьера которого состоялась в прошлом году на «Кинотавре». В Сочи фильм приняли воодушевленно, а главных героев, великолепную четверку, наших российских современных мушкетеров, наградили групповым актерским призом, что, конечно, должно стать стимулом для многих.
«Тряпичный союз» — это объединение трех молодых парней и еще одного скромного тихого паренька, маменькиного сынка, который к ним примыкает, чтобы наконец-то изменить и взорвать свою жизнь. Они юны и этим все сказано. Наслаждаются жизнью, тренируются, занимаются паркуром на кладбище, ведут наивные левацкие политические беседы и мечтают изменить все в стране, прийти к власти, а заодно перевернуть этот мир. И будущее для них уже рядом, как, собственно, и истина. И море по колено, осталось только сколотить ячейку, уехать за город и тщательно все спланировать. Вечно молодые — разночинцы, мечтатели и революционеры, Рахметовы и Базаровы в одном лице. В стиле знаменитого изречения «Кто в молодости не был революционером и радикалом...». И да, увлечение политикой свойственно молодым и горячим сердцам, потому и здесь без этого не обходится. Все очень актуально и опять же максимально близко нашему зрителю. Эти парни исполняют такое, что их поступки местами напоминают акции девушек из группы Pussy Riot. В фильме есть даже похожие художественные высказывания с политическим подтекстом, но обойдемся без спойлеров, все сами увидите. Скажем только, что никаких оскорблений чувств верующих здесь нет, пострадает только известный памятник Петру I Церетели. Символично, кстати, что этот памятник появляется и в новом фильме Меликян. Эти революционеры действительно готовы на многое, даже на теракты, лишь бы не было несправедливости. Здесь уже недалеко до экстремизма, но режиссер грань не переходит, не ударяется в политическую сатиру, не спекулирует на злободневности, просто показывает одну из черт этой безбашенной юности, потому что из песни слов не выкинешь.
«Тряпичный союз» — это про тот короткий миг молодости, когда все дозволено, когда право имеют, когда свободою горят, когда от отсутствия мозгов и неуемной энергии сносит крышу и дышат сердца. Поэтому кино про прекрасную и витальную молодость, которая, к сожалению, всегда в итоге сталкивается с суровыми реалиями нашей жизни. Свежий воздух в этом «союзе» чувствуется во всех направлениях: например, для многих актеров, как и для режиссера, это дебют в полнометражном кино. Павел Чинарев, Василий Буткевич и Иван Янковский — больше театральные артисты, известен широкому зрителю только Александр Паль, в основном, по «Горько». Вот они и разыгрались не на шутку. Такое безумство обязательно вернет к жизни даже самых убежденных социопатов и мизантропов. И сходить на «Тряпичный союз» следует хотя бы в терапевтических целях, тем, кто позабыл весь этот драйв, ту энергию. А таких много, потому и фильмы такие востребованы. Остается надеяться, что на этом Местецкий не остановится и с тем же задором продолжит развивать в России умное жанровое кино, которое давно витает в воздухе.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7