Сегодня в российский прокат наконец выходит очередной фильм бондианы — «007: Спектр». Мы попросили кинокритика Никиту Карцева посмотреть на новые похождения Джеймса Бонда и поделиться с нами впечатлениями
Агент 007 — хладнокровный убийца, икона стиля, отчаянный интроверт, дамский угодник и убежденный одиночка. За 53 года существования бондианы мы видели агента Ее Величества каким угодно. Но только с последним перезапуском франшизы — с той самой сцены допроса голого героя Дэниэла Крэйга в «Казино "Рояль"» — мы узнали про Бонда одну важную вещь. Ему тоже бывает больно. Он тоже человек.
Тогда же, в «Казино...», создатели франшизы перезапустили еще два главных сюжета в истории шпионских фильмов: предательства и тайных могущественных террористических организаций, контролирующих мир. Однако главным аттракционом по-прежнему оставалась вскрывшаяся человеческая природа бывшего супергероя. Двигаясь от первой личной драмы — смерти любимой, а не просто красивой Веспер Линд (Ева Грин) — к обжигающей мести в «Кванте милосердия», Бонд больше не выглядел бессмертным. И зрители с жаром следили за каждым его ранением, понимая, но еще не веря до конца, что любая следующая пуля может оказаться последней.
Мы узнали про Бонда одну важную вещь. Ему тоже бывает больно. Он тоже человек
Сэм Мендес — первый оскароносный режиссер за рулем шикарного спорткара бондианы — не просто продолжил начатый курс, а устроил всем на радость показательный заезд. «007: Координаты "Скайфолл"» были практически очищены от эмоций. Точнее было бы сказать, что из всех врожденных инстинктов Мендес оставил Бонду только один — выживания. Запустил рефлексию агента 007 глубже некуда — в его прошлое, самое детство. Хавьер Бардем в роли Сильвы стал идеальным оппонентом. Обаятельный, подвижный, порочный, беспринципный и совершенно свободный в своей ненависти к миру. Бонд в финале «..."Скайфолла"» — выжженный дотла, уже окончательно без прошлого и без будущего. Фигура трагическая и величественная.
В новом фильме Мендес во второй раз пытается проделать тот же трюк, но теперь с обратным вращением. «007: Спектр» — это снова театральная постановка. Только на этот раз место трагедии заняла комедия. Пляска смерти, начавшаяся на мексиканском карнавале и закончившаяся взрывами в центре Лондона. Прошлое героя, с которым он расстался в предыдущей части франшизы, вернулось к нему в виде фарса. Перебранки нового М (Рэйф Файнс) с Бондом и своим непосредственным начальником, неприятным франтом Си (Эндрю Скотт), грезящим о тотальной слежке и контроле. Главный бугай со стороны противника с изящным маникюром из накладных металлических пластин (Дэйв Батиста). И сам этот враг — улыбчивый австриец Оберхаузер (Кристоф Вальц), глава следующей по величине тайной организации (собственно, «Спектра»), поглотившей ту, с которой Бонд боролся пару фильмов назад. Все это при должном мастерстве исполнения намеренно оставляет привкус водевиля. Иногда грубоватого, как в случае 5-минутного появления на экране Моники Беллуччи в образе вдовы. Иногда действительно остроумного, как в сцене полугаллюциногенного разговора Бонда с мышкой. Мендес изо всех сил намекает: «Расслабьтесь, ребята, это все не всерьез. Мы просто пытаемся как следует развлечься».
Прошлое героя, с которым он расстался в предыдущей части франшизы, вернулось к нему в виде фарса
Мендеса можно понять: он пытается высечь новую искру из громоздкого киносериала. Нащупать хоть что-то живое на том поле, которое оттоптали до него десятки стереотипов. Вытащить из депрессии героя после того, как сам же в нее его загнал. В качестве главного инструмента Мендес выбирает героиню Леа Сейду, Мадлен. Новую главную женщину в жизни Бонда. Именно на ее фоне режиссер раскрывает и новую тему, которую он постепенно открывает для себя вместе с агентом 007, — старость. В «...Спектре» стареет все, все подвержено тлену. Сам мировой порядок в привычном нам виде под угрозой: место живых людей, работавших под прикрытием в программе «Два нуля», торопятся занять компьютеры и дроны. И тогда Джеймс, глядя в бездонные глаза Мадлен, не только впервые задастся вопросом «зачем мне это все?», но и даст нетривиальный ответ.
Это на бумаге, в механической последовательности эпизодов на экране. Чтобы воплотить смелый замысел, Мендесу понадобилось бы не просто нарушить, а окончательно изменить правила игры. Намеренно или случайно, но в «...Координатах "Скайфолл"» режиссер подошел практически к максимуму возможностей франшизы о Бонде. «...Спектр» по сравнению с ним выглядит не столько новым, сколько промежуточным звеном. С точки зрения аттракциона «...Спектру», как и любому фильму про Бонда, по-прежнему мало равных. Однако поклонников франшизы он, скорее всего, оставит в разочаровании. Впрочем, есть у этой недосказанности и положительная сторона. В новой ленте нет открытий и довольно повторений (а то и откровенного топтания на месте), но с задачей-минимум Мендес все же справился. После выхода из кинотеатра хочется тут же узнать, что будет дальше.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7