"Дверь не сломайте своей коляской!"
Сегодня вышла в прокат игровая драма Ивана Твердовского "Класс коррекции". Остросоциальная кинолента расскажет о первой любви, жестокости и спасительном чуде
Болезненный мир российских подростков вновь пробрался на большой экран — в прокат выходит игровой фильм "Класс коррекции". Казалось бы, жестокость нравов старшеклассников, превратности судьбы нестандартных детей и безразличие учителей российский арт-хаус пережевывал не раз. Однако тема оскомины не набила, потому что, несмотря на старания представителей искусства, ситуация не становится лучше: подростки по-прежнему унижают друг друга, а пандусы для инвалидных колясок до сих пор походят скорее на лыжные трамплины, чем на приспособление для маломобильных граждан. Впрочем, новая кинолента не только и даже не столько об этом.
"Их стерилизовать надо!" — резюмирует один из педагогов. "Гены у нас, между прочим, портятся", — звучит в ответ. В коррекции, похоже, нуждаются все
Лена, главная героиня фильма, — инвалид-колясочник. Спустя годы обучения на дому девушка наконец попадает в школу, в коррекционный класс. Учебное заведение "выписано" в лучших традициях критического реализма: класс для детей с проблемами в развитии находится на верхнем этаже — как же иначе, учителя — равнодушные дамы бальзаковского и постбальзаковского возраста. "Дверь не сломайте своей коляской!" — здесь оклик учительницы по математике звучит уместно и органично. Образовательный процесс ("Сколько будет 25 – 5?") протекает под кафкианским лозунгом: "Учиться надо для того, чтобы получать хорошие отметки". Героиню, девушку умную и воспитанную, становится жалко с первых минут. Одно утешение: ребята из коррекционного класса добродушно принимают новенькую в свою компанию. Быть может, режиссер сентиментально намекает, что только инаковость помогает остаться человеком в неприглядных пасмурно-серых реалиях? Как бы не так.
По многовековой традиции безмятежное, исполненное взаимопомощи существование ребят нарушает любовь. Лена и симпатичный мальчик Леша понравились друг другу с первого взгляда. Первая влюбленность окрыляет героев — и раздражает одноклассников. Дружеские посиделки у железнодорожного полотна уступают место жестокой западне: подростки решают изнасиловать беззащитную девушку. Для них это — розыгрыш, развлечение, "кошелек или жизнь". Выясняется, что правило "свой-чужой", управляющее мировой махиной унижения и притеснения, вовсе не единственное зло, поджидающее тех, кто не такой, как все: свои тоже умеют завидовать и ревновать. Ребята, кстати, сыграли отлично — становится даже жутко от того, что безоговорочно веришь им.
Взрослые не отстают от молодого поколения. Возмущение школьной уборщицы не знает предела: ей приходится оттирать черные полосы, которые якобы оставляют колеса инвалидной коляски. Она же, застав влюбленных ребят в интимный момент, несется докладывать учительскому составу. "Их стерилизовать надо!" — резюмирует один из педагогов. "Гены у нас, между прочим, портятся", — звучит в ответ. В коррекции, похоже, нуждаются все.
Если имеющий инвалидность житель Германии или Франции остается полноценной частью общества, то в России, к сожалению, рисуются два типажа: христарадник в метро или героический параолимпиец. Для того чтобы сохранить чувство собственного достоинства, необходим даже не подвиг, а чудо. Лена покидает инвалидную коляску, чтобы исполнить простое, но самое главное желание — встать и уйти.
Другие истории
Подборка Buro 24/7