Юбилейный киносмотр
Кинофестиваль «Послание к человеку», ежегодно проходящий в Санкт-Петербурге, традиционно собирает лучшие документальные, авторские, короткометражные и анимационные фильмы, не забывая о ретроспективах, лекциях и встречах с режиссерами
В этом году фестиваль «Послание к человеку» празднует свой четвертьвековой юбилей. Его история началась 25 лет назад, и за это время киносмотр успел значительно разрастись и закрепить свои позиции. Здесь можно увидеть редкие фестивальные хиты, которые до российского проката, склонного скорее к коммерческим проектам, доберутся вряд ли, поговорить с европейскими режиссерами об их творчестве, сходить на мастер-классы и сессии Q&A. Две конкурсные программы, а также пара десятков параллельных отвечают за то, чтобы каждый нашел свое кино здесь и сейчас. Покажут, например, драму «Дипан» Жака Одиара, вернувшуюся с Каннского кинофестиваля с «Золотой пальмовой ветвью», — историю о попытке героя по имени Дипан забыть свое по-настоящему темное прошлое на Шри-Ланке при помощи новой жизни и новой же работы в Париже.
Не обойдется и без «запрещенки», которой неожиданно оказалась «Любовь» Гаспара Ноэ. Решение Министерства культуры оставить фильм без прокатного удостоверения обернулось, как водится, лишь весьма усилившимся желанием посмотреть ленту, тем более что провокационную историю о связи трех показывают в 3D. Комедийный фильм Жако ван Дормеля «Новейший завет» напомнит, что в жизни всегда находится место и комедии: сюжет эксцентричной картины расскажет о тайно проживающем в Брюсселе Всевышнем. Характер у него не так уж прост — отношения с дочерью у Бога никак не ладятся, и та в конце концов сбегает, вынудив отца отправиться на поиски и попутно познать все тяготы созданного им мира.
Что касается документального кино, то здесь выбор тем и сюжетов действительно впечатляет. «Я — Шарли» Даниэля и Эммануэля Леконт, который показывали на кинофестивале в Торонто, рассказывает о том самом нападении на редакцию сатирического еженедельника и его последствиях. Комментарии и
интервью выживших восстанавливают хронику событий, но своей главной целью, как и сами режиссеры, ставят почтить память погибших коллег.
Российский режиссер Иван Твердовский снял свою документальную историю об архипелаге Шпицберген, назвав ее «Грумант. Остров коммунизма». Несмотря на то что вести научную и исследовательскую деятельность там могут 46 государств, этим правом пользуется только Россия. Островом коммунизма на Шпицбергене называют поселок Баренцбург, где и живут русские.
Программа ретроспектив в этом году тоже впечатляет: фильмы классиков разных, но одинаково значимых — Рудольфа Томе, чье имя неразрывно связано с «новым немецким кино», и Желимира Жилника, представляющего уже знаменитую «Югославскую черную волну», — позволят разобраться в их творчестве, а заодно и в том, что и как происходило в 60-е и 70-е, а затем, в случае с Жилником, и в наши дни. Оба режиссера от приглашения приехать в Петербург не отказались, так что задать все накопившиеся вопросы им можно будет лично.
На «Послании...» можно будет увидеть и новый фильм Александра Сокурова — ленту «Франкофония», недавно покорившую Венецию. Сюжет о спасении коллекции Лувра в годы Второй мировой без внимания публики точно не останется, учитывая, что и его прокатная судьба пока весьма туманна.
Фестиваль «Послание к человеку» проходит в Санкт-Петербурге до 3 октября. Его полную программу, а также расписание показов стоит искать на сайте.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7