Христианский блокбастер «Молчание» Мартина Скорсезе: за и против
В эпоху географических открытий путь из католической Португалии в экзотическую страну самураев занимал около года с непременными остановками в Индии и Китае. Мартину Скорсезе, живому классику кино, понадобилось почти 30 лет и десяток остановок, чтобы рассказать историю двух иезуитских священников, отправившихся на поиски своего учителя отца Феррейры (читай: Бога) в залитую христианской кровью Японию. Одноименный роман-размышление японского католика Сюсаку Эндо о том, почему христианство не прижилось на болотных землях его родины, стал камнем преткновения для маститого режиссера, который занялся адаптацией книги через два года после съемок «Последнего искушения Христа». Менялись актеры, подавались судебные иски, разрывались контракты и рушились декорации, но Скорсезе с упорством миссионера шел к своей цели — путь завершился лишь в 2016 году.
Результат с 26 января можно видеть в кинотеатрах. Уже ясно, что «Молчание» не достигнет высот предыдущих работ режиссера. Отсутствие фильма среди главных оскаровских номинантов и скупые кассовые сборы ($10 млн против $40 млн бюджета) демонстрируют это нагляднее сдержанных критических отзывов. Разбираемся, стоит ли идти на эпичный христианский блокбастер в кино.
ЗА
Неожиданный поворот Мартина Скорсезе от хулиганского «Волка с
Многие режиссеры, проходящие под грифом «живые классики», чаще всего заканчивают карьеру в статусе музейных экспонатов, пускай и обязательных для изучения. Современный Скорсезе, которого мы знаем и любим, — постановщик удивительной витальности и энергетики, на седьмом десятке лет словно ушедший в хулиганский отрыв, апогеем которого стал «Волк с
Непредвзятый взгляд на религию
Мартин Скорсезе — пожалуй, самый известный католик в современном кинематографе, сам в юности мечтавший о профессии священника. Что не помешало ему снять фильм, в котором христианские догматы не проповедуются в качестве единственно верных. Более того, именно личные религиозные сомнения режиссера привели к тому, что тональность «Молчания» получилась на удивление нейтральной, а гонения на японских христиан оказываются скорее поводом поговорить об истинной природе веры, чем осудить мучителей. Ватикан режиссерские искания одобрил.
Феноменальный Эндрю Гарфилд
На ближайшей церемонии вручения «Оскара» главными претендентами на награду в номинации «Лучший актер», скорее всего, станут Дензел Вашингтон и Кейси Аффлек. Однако именно Эндрю Гарфилд оказался настоящим открытием 2016 года и заслуживает статуэтку больше, чем
Невероятной красоты съемки
Безоговорочной удачей «Молчания» стал выдающийся мексиканский оператор Родриго Прието. Масштабные выразительные планы, которыми он прославился еще у Иньярриту, находят в рамках эпичного романного материала о средневековой Японии совершенно иное выражение — некоторые кадры словно сошли со знаменитых гравюр
ПРОТИВ
Невнятное развитие сюжета
Участие Мартина Скорсезе в проекте в качестве сценариста впервые со времен «Казино» сработало не в пользу «Молчания». Картина вязнет в собственном неспешном повествовании, многие бытовые сцены неоправданно затянуты, а истинная мотивация персонажей — найти отца Феррейру — забывается уже на первом сюжетном повороте. Не помогло и многолетнее переписывание сценария опытным автором исторических драм Джеем Коксом. Эмоциональное ядро картины он так и не обнаружил, и духовные страдания Эндрю Гарфилда зачастую остаются лишь демонстрацией невероятного актерского таланта, но никак не грамотного развития истории.
Мискаст второго плана
Даже Эндрю Гарфилд не спас «Молчание» от общего впечатления об актерских работах: они попросту провальные. Лиам Нисон в роли реально существовавшего
Недостаток национального колорита
В период, когда аутентичность в кино ценится в разы больше, чем эмоциональность, Скорсезе все еще играет по старым правилам. Как и положено историческому эпику, в «Молчании» много блистательных панорамных съемок и детально проработана бытовая сторона истории, но совсем нет живых национальных образов, за исключением колоритного японского переводчика в исполнении Таданобу Асано. Получается
Закадровый монолог
Наличие закадрового голоса обычно приводит к двум взаимоисключающим эффектам: увеличивает пафос картины и начисто убивает натурализм происходящего. Соединить два компонента в нужных пропорциях среди современных постановщиков получается лишь у Терренса Малика, который с помощью закадра заставляет своих героев общаться с Богом. Скорсезе, впуская в реалистичную канву фильма восторженный внутренний монолог отца Родригеса, явно делает это с той же целью, что и Малик, вот только диалога между небом и землей не происходит. Кажется, что герой Гарфилда бормочет заученные в семинарии слова, без надежды достучаться наверх. Впрочем, как показывает финал «Молчания», наличие или отсутствие Бога отнюдь не измеряется количеством полученных сверху ответов.