Лучшие фильмы с фестиваля М2М
С 23 по 30 сентября в Санкт-Петербурге пройдет традиционный кинофестиваль «Послание к человеку» — с множеством программ, ретроспектив и российских премьер. Как водится, самое интересное, что можно увидеть на фестивале, — документальные фильмы, но и несколько каннских хитов тоже покажут. Рассказываем о картинах, пропускать которые нельзя ни в коем случае.
«И вдруг, о чудо! Грезы нового мира»
Открывает фестиваль новый фильм Вернера Херцога, ради российской премьеры которого живой классик лично пожалует в Петербург. В этой документалке Херцог исследует, как виртуальный мир преображает реальный, причем во всех его проявлениях — от космической науки и бизнеса до образования и личного общения в соцсетях. Немножко пенсионерский взгляд на предмет компенсируется дотошностью и трогательным удивлением, с которым Херцог узнает про интернет, — это примерно как показать вашей бабушке, как ловить покемонов. «Интернет — это манифестация зла», — безапелляционно заявляет одна из героинь ленты, и Херцог с ней, по всей видимости, согласен. Премьера картины пройдет на Дворцовой площади.
«В лучах солнца»
Документальный фильм, по наглости исполнения вполне сопоставимый с манифестами Майкла Мура: режиссер Виталий Манский согласился на съемки жизнеописания восьмилетней пхеньянской школьницы (по утвержденному с руководством КНДР сценарию), но схитрил и включал камеру не совсем тогда и не совсем там, где от него хотели. В итоге Манскому удалось снять кадры, которые вряд ли снимал кто-то еще: быт обычных корейцев, забитых системой, бессовестная пропаганда при диком продуктовом дефиците и прочие «приятные» вещи, которые руководству КНДР не хотелось бы выносить из избы. Впрочем, все равно вынесли. К личности Манского относиться можно по-разному, но такая смелость достойна уважения, а фильм — как можно более широкого проката. Фильм на фестивале, кстати, представит сам автор.
«Тони Эрдманн»
Фаворит критики последнего Каннского кинофестиваля, полностью проигнорированный жюри, но уже после премьеры объявленный одной из лучших картин года. Немецкая трагикомедия про внутрисемейные отношения: чтобы вернуть расположение уже взрослой дочери, отец заявляется к ней в Бухарест (дочь переехала туда, чтобы делать карьеру) и, вставив челюсть, притворяется совсем другим человеком. Очень человеческая, остроумная и, что важно, по-хорошему простецкая история — разочарованным с фильма не ушел, кажется, еще никто. На «Тони...» на фестивале имеет смысл сходить еще и потому, что в российский прокат кино выйдет только в конце февраля — а смотреть такие фильмы нужно.
«Я, Дэниел Блейк»
Заслуженный британский соцреалист Кен Лоуч вот уже 50 лет снимает фильмы про обычных людей, которые столкнулись с несправедливостью.
Дэниел Блейк — 59-летний плотник, который после инфаркта и последующего увольнения хочет подать апелляцию. Проблема в том, что Блейк, во-первых, никогда в жизни не пользовался компьютером, а во-вторых, чтобы не умереть с голоду, ему нужно искать работу, на которую он все равно никогда не сможет выйти (только так по закону можно получать пособие). «Я, Дэниел Блейк» получил главный приз Каннского фестиваля — учитывая сильнейший конкурс в этом году, наверное, незаслуженный. Кино от этого, впрочем, не теряет: это высказывание про то, что иногда нужно перестать быть винтиком бюрократии и прислушаться к отчаявшемуся человеку, который пришел к тебе на порог. Вот уж где настоящее послание, которое есть в названии фестиваля.
«Она»
Картина Пола Верховена вот-вот выйдет в российский прокат, так что премьера фильма в рамках фестиваля скорее номинальная — зато в Петербурге его представит исполнительница главной роли Изабель Юппер. Это первый фильм голландца со времен «Черной книги», то есть за десять лет. Главную героиню (Юппер) жестоко насилуют в ее собственном доме — только она не собирается заявлять в полицию, а хочет выследить обидчика самостоятельно. Юппер уже 63, а она все еще играет тех, кого хотят изнасиловать. Богиня.
«Неправильные элементы»
Джонатан Литтелл, автор «Благоволительниц», тоже приедет в Петербург, чтобы представить свой первый фильм — уже не про Вторую мировую и не про холокост, а про Господнюю армию сопротивления в Уганде, сплошь составленную из похищенных детей и подростков (около 60 000 за 25 лет), которых фактически посылают на смерть. Литтелл концентрируется не на крови и терроре, а на сломанных судьбах — три когда-то похищенных мальчика, прошедшие через войну, возвращаются в места своего детства. После «Послания» Литтелл заглянет и в Москву, чтобы 2 октября представить фильм в ЦДК.
«Олег и редкие искусства»
Испанец Андрес Дуке проникся когда-то творчеством не слишком известного за пределами России композитора Каравайчука, приехал в Петербург и сделал этот документальный фильм. «Олег и редкие искусства» не стремится разжевать, кто такой Каравайчук и чем он так велик, композитора просто усаживают за рояль и дают ему играть свои импровизации (иногда с закрытыми глазами) — и все вопросы отпадают. Каравайчук умер в мае этого года, успев посмотреть фильм, так что картина выглядит не просто портретом эксцентричного творца, а предсмертным посвящением.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7