
Кто привозит в Россию фильмы с главных европейских фестивалей? Кинопрокатчики — о нюансах индустрии
Зарубежные кинопремьеры, к счастью, доходят до российских экранов, и BURO. решило поближе познакомиться (и познакомить вас) с теми, кому мы за это должны быть благодарны. Устроили импровизированный круглый стол и расспросили представителей A-ONE, RWV Film, «Про:взгляд», «Иноекино», «Пионер», «Экспонента фильм» и U Films о больших фестивалях и нюансах работы в индустрии.

НА ВОПРОСЫ BURO. ОТВЕТИЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛИ КОМПАНИЙ:

RWV Film
С какого года на рынке: 2016
Какие фильмы привезли в Россию: «Манифесто», (2016), «Дом, который построил Джек» (2018), «Жанна Дюбарри» (2023)

«Иноекино»
С какого года на рынке: 2019
Какие фильмы привезли в Россию: «Побег из Шоушенка», (1994), «Бойцовский клуб», (1999), «Кофе и сигареты», (2003)

«Экспонента фильм»
С какого года на рынке: 2012
Какие фильмы привезли в Россию «Идеальные незнакомцы», (2015), «Сядь за руль моей машины» (2021), «Сын», (2022)

«Пионер»
С какого года на рынке: 2017
Какие фильмы привезли в Россию: «Теснота», (2017), «Маккуин», (2018), «Маржела: своими словами» (2019)

U Films
С какого года на рынке: 2023
Какие фильмы привезли в Россию: «В поисках снежного барса», (2021), «Отпуск по-корейски» (2022), «Универсальный язык», (2024)

«Про:взгляд»
С какого года на рынке: 2013
Какие фильмы привезли в Россию: «Паразиты», (2019), «Резня», (2011), «Птица» (2024)

A-ONE
С какого года на рынке: 2008
Какие фильмы привезли в Россию: «Убийство священного оленя», (2017), «С любовью, Антоша», (2019), «Камон камон» (2021)
Каких кинофестивалей в течение года вы ждете сильнее всего? Как готовитесь?
A-ONE
Главные киносмотры, куда ездим, — Берлин и Канны. Оба фестиваля сердечно любим, но Канны крупнее масштабом, туда съезжается буквально вся индустрия. Подготовка ведется по двум фронтам: часть команды смотрит промо, читает огромное количество сценариев, а другая — готовит список встреч и выстраивает их логистику. Собственно, таким же составом мы и ездим: два человека — на встречи, два человека смотрят кино, и если есть возможность, то берем еще коллегу для ведения соцсетей.
RWV Film
Параллельно Каннскому и Берлинскому кинофестивалям проходят кинорынки, на которых и приобретают права на дистрибуцию фильмов на территории РФ, СНГ, иногда стран Балтии. От прокатчика обычно едет команда в лице закупщиков и отборщиков контента. Но, конечно, сами фестивали и картины, представленные в программе, являются приятным бонусом к работе. Мы с командой всегда стараемся попасть на самые ожидаемые премьеры и закрытые показы: это очень вдохновляет, ведь обычно сотрудники проката — настоящие киноманьяки.

Официальный постер 77-го Каннского кинофестиваля с кадром из фильма Акиры Куросавы «Августовская рапсодия» (1991)

Каннский кинорынок, или Marche du Film
«Про:взгляд»
Традиционно Берлинский и Каннский кинорынки проходят параллельно с одноименными кинофестивалями, и оба этих события — основные места приложения наших сил. Выбор тех, кто поедет, также предопределен их функциями: закупочный отдел (на данный момент в составе два человека) и я как decision maker едем всегда, представители отдела дистрибуции и маркетинга — опционально. Подготовку ведем за полтора месяца до начала кинорынка. Изучение международной прессы и так называемых присылаемых лайнапов (каталогов) продавцов, коммуникация с продюсерскими и сейлз-студиями для назначения встреч и получения материалов (например, сценариев для вычитки), нередко еще до начала рынка проходят торги за покупку прав на фильмы.
«Иноекино»
Пристально следим за всеми крупнейшими фестивалями в течение года. Канны, Берлин, Венеция, «Сандэнс», Торонто… Берлин и Канны — это не только кинофестивали, но и крупнейшие европейские кинорынки, поэтому для рабочего процесса эти площадки самые важные.

Берлинский кинофестиваль, 2025

Венецианский кинофестиваль, 2024
«Пионер»
Период самых активных закупок — Каннский кинорынок. К нему готовимся активнее всего: рассматриваем лайнапы студий, изучаем кино, читаем сценарии и отсматриваем материалы. Контент — это, конечно, главное, на чем зарабатываем. Поэтому тот, кто в компании отвечает за деньги, и принимает решение по закупкам — это самый значимый уровень ответственности, который лежит на директоре. Безусловно, в оценке проекта принимают участие главы ключевых департаментов, и решение принимается коллегиально.
«Экспонента фильм»
Следим за всеми основными мировыми смотрами — на фестивалях в Берлине, Каннах, Венеции, Торонто, на Sundance или Sitges (так как много работаем с жанровым кино). Но, как правило, покупка фильмов происходит не на самих фестивалях, а на кинорынках, часть которых проходит параллельно с фестивалями (как Европейский кинорынок в Берлине или Каннский кинорынок), а часть — отдельно, как Американский кинорынок. На них обычно выезжает наша закупочная команда, которую формируют специалисты разных направлений: они читают сценарии, оценивают потенциал проектов и ведут переговоры.

Кинофестиваль Sundance, 2025
U Films
Конечно, главный кинофестиваль — Каннский. Для рынка в Каннах всегда приберегают самое лучшее. Готовимся серьезно: изучаем лайнапы, стараемся посмотреть информацию о проектах и их материалы еще до рынка. Между встречами иногда нет перерыва даже на обед, потому что вместо него лучше посмотреть хорошее (или не очень) кино. Из смотров, на которые хотелось бы поехать в будущем, — кинофестиваль в Анси, посвященный анимации. Пока к жанру только присматриваемся, но не посчастливилось поработать в этом направлении.

Кинофестиваль анимационных фильмов в Анси, 2024
Какими качествами должен обладать хороший кинопрокатчик?
A-ONE
Для работы в кинопрокате нужно обладать насмотренностью, визионерским, незашоренным подходом ко многим вещам, смелостью, чтобы делать что-то свое, не оглядываясь на коллег по цеху, не бояться экспериментов. Еще важны любопытство и горящие глаза. Без самоотдачи и всеобъемлющей любви к кино теряется важный компонент, и кино скатывается исключительно в индустриальную сторону. Важно сохранять баланс между искусством и бизнесом. И, думаю, эмпатия — тоже важный навык в нашей профессии. Из технических знаний отмечу менеджерские навыки, умение разрабатывать PR-стратегии, которые отвечают ДНК компании и максимально попадают в целевую аудиторию. Плюс уверенные знания английского языка, так как чаще всего на нем ребята во время отбора читают сценарии и смотрят фильмы.
RWV Film
Любовь к кино и его знание, многозадачность, умение работать в самых нестандартных ситуациях.
«Про:взгляд»
Важно, чтобы человек был эффективен в проектной работе (так называемые спринтеры как антитеза марафонцам), был способен испытывать гордость от причастности к индустрии кино, чувствовал драйв от перестроения на поворотах, был командным игроком, знал индустриальные тонкости кинобизнеса и специфику конкурентной среды, желательно на входе в компанию уже имел полезные связи. Работоспособность высокая или очень высокая. Диплом ВГИКа и знание истории кино до седьмого колена — положительные, но определенно не ключевые компетенции в данном случае. А вот быть человеколюбивым и настроенным на передачу заряженных импульсов зрителю — беспроигрышные черты.
«Иноекино»
Насмотренность, любовь к кино, работоспособность и стрессоустойчивость.
«Пионер»
В компании мы очень ценим то, что делаем. Поэтому главное, чего ждем от членов команды, — небезразличие. Нужно полюбить фильм, который ты выпускаешь, иначе он не сработает даже при высоком маркетинговом бюджете и широкой кинотеатральной постановке. Если вам все равно, ничего не получится.
«Экспонента фильм»
В первую очередь знание своей аудитории и рынка. Ну и насмотренность, конечно. А еще чувство юмора и самоирония — без них никуда.
U Films
Прежде всего умение работать с информацией: отслеживать новости, искать, анализировать, делать выводы. И, конечно, стрессоустойчивость. Последние годы в сфере дистрибуции контента, особенно зарубежного, постоянно происходят какие-то изменения. Нужно уметь справляться с новой реальностью и сохранять работоспособность.
Опишите процесс приобретения прав на прокат зарубежной картины — от решения «да, мы это покупаем» до выхода ленты на российские экраны.
RWV Film
Процесс приобретения начинается не с «да, мы это покупаем» (смеется). Примерно за месяц до каждого кинорынка закупщики дистрибьюторских компаний начинают собирать лайнапы от правообладателей. Очень важный этап — отсмотреть их и выделить для себя те позиции, за которые вступишь в торги. Фильмы продаются на разных этапах готовности. Самые желанные, от больших режиссеров или продюсерских команд, — на этапе сценария или даже короткого синопсиса. Иногда кто-то из звезд заявлен в касте, по каким-то проектам можно посмотреть сизл — это что-то вроде видеомудборда, смонтированного из референсных проектов, которыми вдохновляются авторы. Но чаще все-таки можно увидеть промо — смонтированное видео минут на пять из снятых материалов картины с референсной музыкой, которая может даже не войти потом в финальный монтаж. Если проект дорогой, запрашиваем и читаем сценарий.
Помимо художественной составляющей, конечно, важно взвесить каждый проект с точки зрения бизнеса. Мы понимаем, на каком уровне цены можем позволить себе торговаться, и делаем это по каждому из желаемых фильмов. Начинается конкуренция с другими прокатными компаниями. В итоге права получает тот, кто решился на бо́льшую цену. Но не факт, что это про удачное бизнес-решение. Видим, насколько сейчас перегрет рынок и как многие проекты потом не окупаются, так что в этом деле не стоит забывать об осторожности. В итоге решает экспертиза: способность оценить потенциал на самой начальной стадии и сопоставить его с текущими реалиями рынка.
После «да, мы это покупаем» ждем NOD (notes of delivery) — уведомление о готовности фильма. С момента покупки до NOD может пройти и год, и два. А дальше начинается многоступенчатый этап подготовки проекта к выпуску: дубляж, локализация или создание с нуля всех промоматериалов, написание маркетинговой стратегии, составление бюджета на выпуск, датирование картины с учетом конкурентного окружения, реализация рекламной кампании, роспись фильма в кинотеатрах (этим занимается отдельный коллектив сотрудников, которые называются букерами), доставка копий и полиграфии в кинотеатры, и та-дам — фильм наконец выходит в прокат, и мы с замиранием сердца ждем первых результатов по сборам, которые каждый может отслеживать в почасовом режиме через приложение ЕАИС. Это всегда очень волнительно!

Источник: сайт кинорынка в Каннах (Marché du film de Cannes)



«Про:взгляд»
Цепочка выглядит примерно так: договоренности по условиям, кроме размера «минимальной гарантии» (суммы покупки) — сроки, территории, процентовка деления прибыли после достижения порога окупаемости и прочее — заключение контракта — проведение предоплаты и основной части суммы за фильм после получения подтверждения готовности — заказ и получение материалов (как маркетинговых, так и самого фильма) — передача их на дубляж и так называемую локализацию (русифицирование версии) — подача на прокатную лицензию РФ и ее получение — работа по подготовке стратегии выпуска картины на экраны и распределение бюджета на ее промо — согласование с правообладателями маркетинговых материалов — формулирование коммуникационной стратегии — работа с кинотеатрами для достижения договоренностей о постановке картины — многоходовая работа со зрителем, включающая пиар, рекламу, премьеры, вирусные акции и прочие аспекты промо — доставка фильма и рекламы в кинотеатры.
«Иноекино»
Процесс может отличаться от фильма к фильму, потому что какие-то картины закупаются на стадии сценария, а иногда и просто заявки, даже без синопсиса, а какие-то — уже в готовом виде после просмотра. Но в любом из этих случаев у ленты есть правообладатель или сейлз-агент, который продает фильм, и если мы решаем купить проект, то нужно договариваться с сейлз-агентом. А дальше все просто — оплата, получение материалов, локализация, подготовка и выпуск на экраны.
A-ONE
Покупаем фильмы на разных этапах их готовности. Иногда на этапе сценария или одного синопсиса. Такой кейс у нас был, например, с «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера. Мы не можем выпустить фильм в российский прокат раньше премьеры в его родной стране — там, где он произведен. Но, как правило, наша работа над релизом начинается с момента заключения сделки. Занимаемся локализацией названия, постера, трейлера и других материалов. Готовим субтитры и дубляж. Примерно за месяц до премьеры запускаем промокампанию, задействуя интернет-ресурсы и партнерские отношения. Прокат не ограничивается только двумя столицами: расписываем фильмы в регионах и стараемся проводить там спецпоказы. После окончания проката продаем ленту в онлайн-кинотеатры и на ТВ. На этом основной цикл завершается.
«Пионер»
Процесс приобретения фильма, безусловно, сложный с финансово-юридической стороны. Он начинается с согласования условий многостраничного договора, а заканчивается проведением оплаты. В «Пионере» мы внимательно подходим к этому вопросу, и любой договор проходит многоступенчатое согласование менеджментом. Затем, когда фильм готов, оплачен и получены материалы, креативная команда начинает полноценную работу. От локализации до согласования стратегии с продюсерами. На премьере все обычно радуются, после результатов первого уик-энда мы уже понимаем, сколько картина заработает. Чаще всего снова радуемся, но иногда и грустим.
«Экспонента фильм»
Процессы разные и зависят от конкретных кейсов: стадии, на которой находится фильм, компании и так далее. Чаще всего покупаем проекты на этапе сценария. Если он нам нравится, за ним стоят крепкие продюсеры, режиссер или востребованные артисты, анализируем потенциал картины и формируем предложение. После порой продолжительной торговли с сейлз-агентом, когда цена и условия проходят одобрение продюсеров, проект переходит в руки юристов для подписания договора. Реже получается купить его уже готовым или на стадии постпродакшена, когда мы можем увидеть или фильм целиком, или хотя бы какое-то промо, чтобы оценить качество. Как видите, дело у нас непростое, а риски высокие.
U Films
Купить картину можно на разных стадиях. Что-то уходит на этапе заявления проекта, чаще — на этапе сценария, а с некоторыми фильмами дистрибьюторы предпочитают дождаться, когда кино будет готово. После согласования предложения и подписания контракта работаем над промоматериалами, планируем рекламную кампанию, договариваемся с партнерами, кинотеатрами и платформами. Нам очень нравится делать премьерные показы с обсуждениями: они не только запускают «сарафан», но и дают уверенность, что мы не зря занимаемся прокатом немассового кино, которое вызывает дискуссии и может по праву считаться частью культурной жизни в нашей стране.
Что делать в ситуации, когда другая отечественная кинопрокатная компания хочет купить фильм, который вы выбрали? Договариваетесь, или это решается в формате аукциона?
A-ONE
Слово «аукцион» в этом контексте и правда наиболее подходящее. В большинстве случаев побеждает тот, кто предложит более привлекательную цену для агентов. Ведь именно в режиме конкуренции неожиданно озвучиваются такие высокие цены, на которые агенты изначально даже не могли рассчитывать. Поэтому в спорных ситуациях знак доллара в глазах оригинальных правообладателей зажигается весьма сильно и быстро.
Иногда кинопрокатные компании объединяются и покупают фильмы совместно. Такие коллаборации есть и у нас. Вместе с коллегами из компании RWV Film выпускали «Мое преступление» Франсуа Озона, «Как заниматься сексом» Молли Мэннинг Уокер, «Наследник» Ксавье Леграна и другие, а 27 марта готовим совместный релиз фильма «Девушки на балконе» — черную комедию Ноэми Мерлан, написанную в соавторстве с Селин Сьямма.

Кадр из фильма «Как заниматься сексом» (2023)

Кадр из фильма «Наследник» (2023)

Кадр из фильма «Девушки на балконе» (2024)
RWV Film
Рынок абсолютно свободен, и именно так это и происходит: за самые ожидаемые классные тайтлы ведется настоящая борьба, причем ты можешь только догадываться, с кем торгуешься.
«Про:взгляд»
Основная схема принятия решения продавцом — более высокая сумма, полученная в результате аукциона. В некоторых случаях работают репутационные механизмы, когда с одним и тем же режиссером или студией на территории страны постоянно работает один и тот же прокатчик.
«Иноекино»
Такие ситуации более чем нередки. И, как правило, внутри отечественного рынка никто не договаривается, все решается в форме закрытого аукциона. Тем более что контента, который может дойти до российских экранов, все меньше.
«Пионер»
Бывают случаи, когда договариваемся между собой, чтобы не поднимать цену. А бывает и слепой аукцион. Но не всегда, конечно, сумма предложения все решает. У нас очень маленький рынок, и выбор дистрибьютора порой зависит от репутации и умения работать с тем или иным жанром.
«Экспонента фильм»
Российский рынок кинодистрибуции высококонкурентный. Не бывает ситуации, когда ты один заинтересован в покупке фильма. Обычно за картину сражаются три, пять, семь компаний… Все делают свои предложения, со всеми идет обсуждение условий. Для одних продавцов решают только деньги — и тогда зачастую случается аукцион. Другие предпочитают конкретного дистрибьютора для конкретного фильма, зная, что он лучше прочих выпустит именно его, и иногда делают выбор не только по принципу высшей ставки, но и по совокупности причин. Бывает и так, что решают долгосрочные партнерские отношения, наработанные годами, когда проект предлагают именно тебе, потому что ты надежный и проверенный партнер.
Режиссер, чью картину вы купите не задумываясь.
A-ONE
Мы стали негласными амбассадорами французского режиссера Франсуа Озона, так как привозим его фильмы очень часто. Благо, его продуктивность позволяет — привезли уже семь работ (и его самого — в 2014 году в Петербург по случаю выхода «Новой подружки», а потом в Москву — в 2017 году вместе с актрисой Мариной Вакт к промо «Двуличного любовника»). С Франсуа приятно работать, он вкладывается в промоушен на 200%. Его фильмы — всегда событие для публики. Недавний релиз «Что случилось осенью», который мы выпустили 23 января, снова это доказал. Режиссер поучаствовал в онлайн Q&A на премьере в первом зале «Октября» и дал интервью «Кинопоиску». Лента уже собрала в прокате 18 миллионов. Это суперрезультат для камерного авторского кино про пожилых женщин. В прошлом году показывали «Нежный восток» — режиссерский дебют Шона Прайса Уильямса, оператора «Хорошего времени» братьев Сэфди. Вся команда осталась в восторге от его самобытного и сумасшедшего стиля. Обязательно продолжим следить за его карьерой. Тепло любим Луи Гарреля и как актера, и как режиссера. Мы привозили все его полнометражные фильмы: «По правилам и без», «Этот новый мир», «Честный человек». Также среди любимчиков — Рубен Эстлунд, Джим Джармуш, Паоло Соррентино и Гаспар Ноэ.

Кадр из фильма «Нежный восток» (2023)

Кадр из фильма «Честный человек» (2018)
RWV Film
Не всегда можно купить картины любимых режиссеров, так как многие проекты разрабатываются на голливудских студиях и их дистрибьюторами являются непосредственно сами студии, как, например, фильмы Кристофера Нолана. Но на независимый рынок, конечно, попадают работы знаковых режиссеров, например Ларса фон Триера, Йоакима Триера, Алехандро Аменабара, Франсуа Озона, Паоло Соррентино, Фрэнсиса Форда Копполы, — все они торгуются на свободном рынке. Поразившая всех «Субстанция», провокационная «Плохая девочка» или хит осеннего проката «Граф Монте-Кристо» были привезены в Россию независимыми прокатчиками. Мы в свое время сопродюсировали и выпустили «Жанну Дюбарри» с Джонни Деппом и «Мое преступление» Франсуа Озона, а также прокатывали «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера. 27 февраля, например, выпустим новый фильм режиссера «Казино Рояль» Мартина Кэмпбелла — «Клинер», а также в этом году RWV Film представит потрясающую картину Джулиана Шнабеля «В руке Данте» с зубодробительным актерским составом, которому позавидует любая студия: Джерард Батлер, Оскар Айзек, Галь Гадот, Джейсон Момоа, Джон Малкович и несравненные Аль Пачино и Мартин Скорсезе — просто флеш-рояль!

Кадр из фильма «Дом, который построил Джек» (2018)

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри» (2023)

Кадр из фильма «Мое преступление» (2023)

Кадр из фильма «Клинер» (2025)
«Про:взгляд»
Выводя за скобки возможные риски с получением прокатных лицензий, давайте включим в этот лист Ларса фон Триера, Йоргоса Лантимоса, Вуди Аллена, Дэмьена Шазелла, Дэвида Финчера, Пола Томаса Андерсона, Николаса Рефна, Пона Джун Хо (режиссера «Паразитов»), Жюстин Трие (режиссера «Анатомии падения»).
«Иноекино»
Как для компании, выпустившей на большие экраны уже семь фильмов Джима Джармуша, ответ очевиден.

Кадр из фильма «Мертвец» (1995)

Кадр из фильма «Кофе и сигареты» (2003)
«Пионер»
Разумеется, фильмы учеников Александра Сокурова, большинство которых мы выпускали, потому что абсолютно доверяем мастерству создателей. Из зарубежных — много работаем с картинами для семейного просмотра, где животные выступают одними из главных персонажей. Ленты таких больших мастеров этого жанра, как Жиль де Мэтр и Николя Ванье, всегда рассматриваем к прокату.

Кадр из фильма «Разжимая кулаки» (2020)

Кадр из фильма «Узлы» (2021)
«Экспонента фильм»
Мы не покупаем кино не задумываясь. Цены кусаются, поэтому приходится очень тщательно взвешивать, какой фильм окупится, а какой — нет. Конечно, у нас есть свои слабости. Наша команда — фанаты творчества Рюсукэ Хамагути: хотели бы работать со всеми его картинами. Тоже самое с Фрэнсисом Фордом Копполой: прокатывать фильмы живого классика — большая радость и гордость. Но каждый раз, получая сценарий новой ленты Тодда Хейнса, Ари Астера или Селин Сон, мы оцениваем, как можем выпустить этот проект.
U Films
Мы любим открывать новые имена. 6 марта выпускаем «Универсальный язык» Мэттью Ранкина — наверное, самый сумасшедший и странный фильм этого года. Очень ждем, что режиссер снимет дальше. Еще один любимый автор — Венсан Мюнье. Мы выпускали его медитативный док «В поисках снежного барса». Сейчас он снимает следующую ленту, в которой главным героем будет лес и его обитатели.

Кадр из фильма «Универсальный язык» (2024)

Кадр из фильма «В поисках снежного барса» (2021)
При подготовке выпуска картины общаетесь со съемочной группой, запрашиваете у режиссера дополнительную информацию? Сталкиваетесь с комментарием в духе: «Своим фильмом я уже все сказал»?
A-ONE
Всегда запрашиваем у агентов максимальное количество материалов, и, как правило, нам их предоставляют. Но бывает, что в пресс-папке собрано мизерное количество информации, поэтому приходится выискивать в зарубежных источниках, слушать интервью создателей фильма, по возможности запрашивать интервью режиссера и команды. Если позволяет время, они обычно соглашаются и с энтузиазмом рассказывают о лентах.
RWV Film
Часто запрашиваем дополнительные материалы у правообладателя, в том числе интервью у актеров и режиссеров. Но сейчас, к сожалению, создатели редко отвечают положительно. Однако хорошие примеры есть: в конце января мы выпускали биографию Амедео Модильяни «Моди: Три дня на крыльях безумия» Джонни Деппа и сделали большие интервью для российский СМИ с исполнителем главной роли Риккардо Скамарчо, а еще с Брюно Гуэри и Антонией Деспла. Кроме того, для премьеры получили от всех актеров видеообращения — публика всегда принимает такое очень тепло.

Кадр из фильма «Моди: Три дня на крыльях безумия» (2024)
«Про:взгляд»
Да, это часть механизма подготовки пиара для картины, мы всегда инициируем через агентов дополнительные интервью, но, разумеется, не всегда получаем положительный ответ. Зато иногда удается получить видеопослание для российских зрителей. Когда-то в 2014-м основоположником такого «жанра» для нашей компании стал Ксавье Долан. И да, мы выработали закалку за годы работы. Например, не слишком гибко реагировала на запросы режиссер «Птицы» Андреа Арнольд, что не помешало нам аккумулировать пиар-возможности на все 200%.

Кадр из фильма «Птица» (2024)
«Иноекино»
Используем все возможные каналы связи и получения информации, в том числе запрашиваем интервью онлайн или в печатном виде.
«Пионер»
Сталкиваемся регулярно, к сожалению, но наша задача как прокатчика — объяснить автору, что его работа не заканчивается, когда сдана мастер-копия фильма. Выход в прокат — это такая же важная работа, как и съемочный процесс. Связь со зрителем важна не меньше: она как раз и формирует жизнь картины. Пока нам удается это объяснять отечественным режиссерам. Именно поэтому чаще всего мы проводим 15–20 спецпоказов по всей стране с авторами по нашему блоку российского молодого кино. Но поначалу все сопротивляются.
«Экспонента фильм»
Мы собираем пресс-пакет на основе всех доступных материалов. Если того, что нам предоставляют правообладатели, недостаточно, то изучаем фестивальные активности, интервью, новости. Анализируем информационный фон. Цитаты, видеообращения, разумеется, тоже запрашиваем. И зачастую кинематографисты откликаются.
U Films
Много раз организовывали обсуждения с режиссерами по онлайн-связи на премьерных показах. Не нужно думать о режиссерах как о небожителях: им очень важно и интересно общаться напрямую со зрителями, ведь именно для них они кино и снимают.
Фильм из категории «Жаль, что его выпустили в прокат не мы».
A-ONE
В свое время влюбились в эти: «Хорошее время» братьев Сэфди, «Арахисовый сокол» Тайлера Нилсона и Майка Шварца, «Зависнуть в Палм-Спрингс» Макса Барбакова, «Зеленая комната» Джереми Солнье. До сих пор считаем, что они весьма подходят нам по духу, и уверены, что они могли бы украсить наш лайнап.

Кадр из фильма «Хорошее время» (2017)

Кадр из фильма «Арахисовый сокол» (2019)

Кадр из фильма «Зависнуть в Палм-Спрингс» (2020)

Кадр из фильма «Зеленая комната» (2015)
RWV Film
«Субстанция» Корали Фаржа, «Анора» Шона Бэйкера, «Плохая девочка» Халины Рейн.

Кадр из фильма «Субстанция» (2024)

Кадр из фильма «Анора» (2024)

Кадр из фильма «Плохая девочка» (2024)
«Про:взгляд»
Выработанная годами закалка позволяет философски относиться к тому, что фильм оказался не в твоих руках. Самое главное — чтобы в чутких и энергичных. А вообще, этих картин было немало, перечислю некоторые: «Идеальные дни» Вима Вендерса, «Треугольник печали» Рубена Эстлунда, «Все везде и сразу» Дэна Квана и Дэниэла Шайнерта, «Три тысячи лет желаний» Джорджа Миллера.

Кадр из фильма «Идеальные дни» (2023)

Кадр из фильма «Треугольник печали» (2022)

Кадр из фильма «Все, везде и сразу» (2021)

Кадр из фильма «Три тысячи лет желаний» (2022)
«Иноекино»
«Проект "Флорида"» Шона Бэйкера.

Кадр из фильма «Проект "Флорида"» (2017)
«Пионер»
Не будем раскрывать неудач.
«Экспонента фильм»
Мы никогда ни о чем не жалеем, потому что за фильмы идет честная конкурентная борьба, и получает картину тот прокатчик, который поверил в нее больше других. Ну а завтра появятся новые предложения и новые шансы. Из кейсов последнего времени, конечно, хотелось поработать с «Анорой»: «Золотая ветвь» Каннского фестиваля, шесть номинаций на «Оскар» и русские актеры в пиаре — идеальное комбо для интереснейшей и успешной работы.

Кадр из фильма «Анора» (2024)
U Films
«Мегалополис» Копполы — редкий релиз, о котором можно услышать настолько полярные мнения. Одни говорят о фильме как о коммерческом провале с невнятным сюжетом, а другие предрекают культовый статус. Я из последних, но в любом случае работать с таким кейсом как минимум нескучно.

Кадр из фильма «Мегалополис» (2024)
ЩЕПЕТИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ — АНОНИМНЫЕ ОТВЕТЫ
Как из-за геополитических событий, которые начались в 2022 году, изменилась ситуация в индустрии кинопроката?
В худшую сторону — так же, как и жизнь. Однако теперь, кроме крупных студий, с Россией сотрудничают почти все независимые продавцы. Технически работать стало сложнее, но все как-то преодолевают возникающие сложности.
Как относитесь к недобросовестному (параллельному) прокату картин в России? Кто этим занимается и почему закон закрывает на это глаза?
Мнения разделились:
Пиратство подрывает основы индустрии, но это данность, которую сложно избежать. Понимаем кинотеатры, которые без параллельного проката вынуждены были бы закрыться. Тем не менее это явление не считаем нормальным. Особенно интересно смотрятся дисклеймеры об ответственности за незаконную съемку перед такими сеансами.
Категорически негативно. В переводе на русский это называется простым словом «воровство». Занимаются этим практически все, кроме двух крупнейших киносетей и нескольких отдельных кинотеатров, за что им огромный респект. Ужас, разрушающий индустрию и развращающий подход к авторскому праву.
Кто занимается цензурой и вырезает сцены из фильма? Режиссер оригинала ленты согласует измененный для другой страны монтаж?
Есть сцены, запрещенные к показу законодательством, — в таких случаях их вырезают. Все корректировки происходят при получении прокатного удостоверения. Правки, которые приходится вносить в фильмы, в зависимости от условий договора, проходят разные уровни согласования с правообладателем, продюсером или режиссером. Если такое согласование не сделано, это остается на совести прокатчика (но не значит, что договор не нарушен). Сцены вырезают согласно законодательству РФ, но никто никогда не возьмет личную ответственность за «указ вырезать вот это». Примерно так: «Если вы хотите получить прокатное удостоверение, то в фильме этого быть не должно. Не хотите убирать — не получите. Но мы вас ничего вырезать не заставляем». Так на этапе озвучки муж превращается в брата, а любовник — в партнера по бизнесу.
Часто случается, что картина, которую вы привезли, не окупается в российском прокате? Что делать в такой убыточной ситуации?
Такое случается, это бизнес. Что делать? Анализировать лучше. И не наступать на те же грабли еще раз. Как правило, убытки одной картины покрывает прибыль другой. Также важно отметить, что права на фильм покупаются на длительный срок. И если закупка была не феерически дорогой, то лента рано или поздно окупится. Вопрос срока этой окупаемости и финансовой устойчивости компании, чтобы позволить себе длительный процесс возврата инвестиции.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7