«В саундтреке к "Актрисам" много издевательских интонаций»: композитор Игорь Вдовин — о музыке, которую он пишет

С конца марта на «Кинопоиске» и Wink выходят «Актрисы» — новый сериал Федора Бондарчука по сценарию Паулины Андреевой. Это 10 эпизодов, три временных отрезка (первый начинается в 2014 году), известные лица в кадре (Светлана Ходченкова, Елена Николаева, Сергей Гилев, Лолита Милявская и другие) и одна главная тема — закулисная жизнь актеров театра и кино. По случаю премьеры Катя Загвоздкина поговорила с российским кинокомпозитором Игорем Вдовиным, который написал саундтрек к «Актрисам», о сотрудничестве с Бондарчуком и о том, как музыка влияет на зрителя.


Игорь Вдовин


В «Актрисах» события печальные, даже трагические, сопровождает мажорная, беззаботная музыка. Нет такого, что она готовит зрителя к тому, что произойдет, подсказывает, что будет дальше. Это была ваша идея или поставили задачу написать такую музыку?

Этот контраст между смысловыми пластами можно назвать контрапунктом — музыка не подчеркивает происходящее на экране, а окрашивает его другим цветом. Это довольно распространенный прием, и мне он страшно нравится, потому что музыка дает своего рода перспективу картинке. А в данном случае мое желание совпало с желаниями режиссера — еще на подготовительном этапе, до начала съемок, мы обсуждали, что одна из самых драматических сцен в сериале должна сопровождаться легкой диско-музыкой.

И я бы сказал, что в саундтреке к «Актрисам» помимо условно мажорных довольно много издевательских интонаций.


Как вообще проходит работа над созданием музыки для фильма? К вам приходит режиссер и говорит: «Хочу, чтобы было так-то»? Или дают карт-бланш?

Нет универсальной схемы, всегда все происходит очень по-разному. Иногда режиссер говорит: «Давай напишем что-то более симфоническое». Или наоборот: «Давай сделаем что-то экспериментальное», и мне, в принципе, это ближе и интереснее.

Как правило, разговоры о музыке заходят уже на этапе постпродакшена, когда готов начальный вариант монтажа. Но в случае «Актрис» было не так. Дело в том, что я дружу и с автором сценария (Паулина Андреева. — Примечание BURO.), и с режиссером (Федор Бондарчук. — Примечание BURO.), и какие-то мысли и наброски появились на очень раннем этапе, когда еще даже не был готов сценарий. Федор сразу сказал, что ему нужна лирическая тема, возможно, ретро-звучание. И когда уже появились первые варианты монтажа, режиссеру стало понятно, что лирическая тема сажает темп, — и мы придумали беззаботное квазидиско, которое звучит в первых сериях.

В сериале есть сцена, где французский режиссер приезжает в московский театр и ставит спектакль. Изначально планировалось, что это будет Брехт, но по ряду причин пришлось придумать некий альтернативный вариант «Трехгрошовой оперы». Паулина написала зонги, а я музыку для них, своеобразный оммаж Курту Вайлю. У шестой серии большой театральный финал, с хором, который тоже надо было придумать.

Вообще на протяжении сериала музыка довольно сильно меняется. В нем рассказано про три временных пласта с разницей в несколько лет, и для большего контраста между ними музыку для среднего написал другой композитор (Олег Карпачев — Примечание BURO.).

Фото со съемок сериала «Актрисы»

Вы часто работали с Федором Бондарчуком — до «Актрис» писали музыку для фильма «Вторжение» и сериала «Псих». Как началось ваше сотрудничество?

Наше сотрудничество не могло не начаться — как я сказал, мы с ним давно дружим, все шло к тому, чтобы поработать вместе.


Федор Бондарчук требовательный? Как с ним работать?

Федор очень быстрый и вовлеченный, работать с ним интересно. Иногда все идет легко, иногда не очень, иногда мы даже ссоримся — но это рабочий процесс. У Федора есть свои четкие пожелания, но в каких-то моментах он может быть гибким, если видит, что предложенное решение работает интереснее, чем он хотел, он идет навстречу.

Фото со съемок сериала «Актрисы»

Еще один ваш проект, который мне очень нравится, — сериал «Черная весна», который вышел в прошлом году. Мне кажется, музыка, которую вы написали для него, более классическая, что ли, и в то же время она про максимализм, молодость.

Мы с режиссерами Сергеем Тарамаевым и Любовью Львовой сразу совпали в понимании того, чего хотим: подросткового, героического, но хрупкого звучания. Сначала я думал, что основной краской саундтрека будет звук чуть расстроенной гитары. Но потом мы нашли сочетание челесты с dark-электроникой, и это был, как бы это правильно выразиться… правильный уровень обреченности.


Еще один новый сериал, для которого писали музыку, — «13 клиническая» с Данилой Козловским. Расскажите о нем. 

Меня в этот проект пригласил режиссер Клим Козинский, с которым пару лет назад мы работали над замечательным сериалом «Вне себя». Мне понравилась идея «13 клинической» (Действие сериала происходит в больнице, пациентам которой помогают избавиться от сидящих в них демонов. — Примечание BURO.), она довольно забавная и дерзкая.

В данном случае решение напрашивалось само собой — мне было сразу понятно, что музыка должна быть приключенческой, странной, мистической. Когда я ее записывал, я использовал редкие японские и американские синтезаторы, собирать их — мое хобби.


Чем вдохновляетесь, когда пишете музыку для кино?

Часто самой историей — сюжетом, эпохой, когда происходит действие, мне интересно искать решения или контрапункты, которые ей отвечают. Нет универсальной формулы. «Вдохновлюсь-ка я Стравинским» — такого нет.


Кто из коллег, композиторов, которые тоже пишут для кино, вам нравится?

Джонни Гринвуд очень нравится. Кристобал Тапия де Веер, который писал музыку для «Белого лотоса» — но он вообще еще много над чем работал. Йоханн Йоханнссон — он, к сожалению, сейчас уже в другом пространстве находится. Бен Фрост написал замечательный саундтрек к сериалу «Тьма». Еще мне страшно понравилась музыка из вышедшего в прошлом году фильма «На Западном фронте без перемен», ее написал немецкий композитор Хаушка (Фолькер Бертельманн, получил «Оскар» за лучший саундтрек в 2023 году. — Примечание BURO.).

Фото со съемок сериала «Актрисы»

Какую музыку вы вообще сейчас слушаете?

Это довольно широкая палитра. В последнее время я много слушал Дьёрда Лигети — мы, кстати, недавно обсуждали его с Леонидом Аркадьевичем Десятниковым, которого я очень уважаю. «Перезвоны» Валерия Гаврилина — это невероятная по актуальности музыка. Поздний Шостакович тоже… Последний альбом Влади не дает мне покоя — это феноменальная работа. Еще много слушаю Ника Кейва. Это мои любимки.


Есть такая распространенная практика — музыку после выхода фильма или сериала выпускают отдельным альбомом. Вы так не делаете?

Официально вышел альбом с музыкой из фильма «Богиня, как я полюбила» Ренаты Литвиновой, из более свежих примеров — саундтрек к «Вторжению». Музыка из «Актрис», насколько я знаю, тоже будет отдельно доступна на «Яндекс Музыке». Надо, конечно, выкладывать все альбомы, но я для этого слишком ленивый. Часть музыки, которую я пишу, я заливаю на свой Soundcloud, можно там ее послушать.

Фото со съемок сериала «Актрисы»

Музыка оказывает огромное воздействие на зрителя, от нее в значительной степени зависит, как он воспринимает то, что происходит на экране. Вы пытаетесь зрителю что-то сообщить своей музыкой?

Я бы не преувеличивал роль музыки в кино. Что-то специальное я не пытаюсь сообщить — разве что «Держись, чувак, дальше ничего хорошего не будет».


Вы писали очень разную музыку — рок, техно, даб. Во-первых, как вам это удается? А во-вторых, что сейчас нравится больше всего?

Возможно, виной всему мое любопытство, желание пробовать что-то разное. Как все удается… Я, наверное, талантливый (смеется). Сейчас меня больше привлекает электронная музыка, ближе к экспериментальной, научная электроника, так сказать, — хочется в этом направлении двигаться. Возможно, в дальнейшем я бы написал музыку для танцевальной постановки или балета — посмотрим.

Фото со съемок сериала «Актрисы»

В кино музыка играет не ведущую, а сопровождающую роль. Вы не хотели бы написать что-то не для кино — симфонию или концерт для фортепиано, например?

Я очень хочу — и много об этом думаю! Но у меня есть текущие проекты, над которыми я работаю, мне очень сложно от них абстрагироваться. Так что пока это в планах.

07.04.23, 18:48