«Это наш гимн любви»: группа «ЗАЛПОМ» — о новом сингле, Якутии и театре

Московский ансамбль артистов и актеров группа «ЗАЛПОМ» успела влюбить в себя хулиганской музыкой, в которой легко сочетаются панк, фолк, электроника и рок. Аудитория любит бэнд за театрализованные концерты, где можно получить совершенно новый зрительский экспириенс, а еще услышать вживую аккордеон, тромбон и скрипки. По случаю выхода сингла «Замуж» и грядущей новогодней ёлки, на которой его презентуют, расспросили ребят о браке, творческих экспедициях и дружбе с Хаски.


С нашего прошлого разговора прошло полтора года. Кажется, в группе многое успело измениться. «ЗАЛПОМ» сейчас — это Сергей Аполлонов, Ксения Чигина, Илья Горохводацкий и Михаил Шамков?

 

Сережа:

Вообще, да, но «ЗАЛПОМ» нами четырьмя не заканчивается. За кулисами трудится большая команда специалистов. В этом году с нами сотрудничает арт-директор Настя Безрукова, уже давно частью команды стала режиссер по свету Маша Горохводацкая из творческого объединения Poisson Spot, с текстами помогает Аристарх Месропян. Все лето мы играли с Александром Чуковым, Андреем Рухадзе, Василием Нефедовым и Таисией Громогласовой. Они крутейшие музыканты и классные ребята. Плюс у нас новый директор — Лю Павлинова. Как формируется наш гибкий и подвижный коллектив, трудно описать… Это какое-то взаимное притяжение.

 


Ты еще тогда сказал о составе группы так: «...Кто-то приходит, кто-то уходит, случается, что и прощаться с кем-то приходится…» Почему так происходит?

 

Миша:

Кто ж знает, отчего люди встречаются, влюбляются, женятся? А бывает, что и расходятся. Таинство это.

 

Ксюша:

Люди прощаются, потому что делают друг друга несчастными.

 


Не грустите по тем, с кем ваши пути разошлись? По Степану Привезенцеву, например (бывший солист группы «ЗАЛПОМ». — Прим. BURO.)?

 

Миша:

А грустить незачем, если все полюбовно происходит.

 

Ксюша:

Я скучаю, но не грущу.

 


Перейдем к творчеству! Сингл «Замуж» записан по результатам экспедиции в Якутию. Как вы решились туда отправиться?

 

Миша:

Тянуло нас туда. Сны разные снились. Вот и решили попытать счастье.

 

Сережа:

Технически мы долго думали, куда направиться с новой экспедицией. На решение серьезно повлияло знакомство с Айталом, участником техно-дуэта Uraan. Они приняли участие в создании нашей новой песни. Он из Якутска, мы пообщались и поняли, что надо вместе поработать. Полгода готовились: составляли маршрут, связывались с местными, планировали. Из поездки мы привезли не только чистое вдохновение, но и кучу полевых записей: звуки инструментов, записи исполнений ритуальных песнопений, хора…

 


Композиция получилась мажорной, хотя тема брака не по любви совсем не веселая. Почему так вышло? Перед глазами все чаще появляются примеры смелых женщин, которые берут судьбу в свои руки?

 

Сережа:

В основе рождения песни лежит якутская легенда о девушке по имени Болугур Айыыта. Ее выдали замуж за нелюбимого, и она пыталась с помощью колдовства разорвать этот брак. Красивая и трагичная история.

 

Миша:

«Не ходите, девки, замуж за немилого дружка!» Это же гимн любви — не про отказ от брака, а про отказ выходить замуж по расчету или за того, кто не мил.

 

Ксюша:

Примеры действительно появляются все чаще. И хотя тема невеселая, песню мы написали, чтобы найти какую-то энергию, силу и радость в этом. Считайте, что песня «Замуж» заряжена на высвобождение напряжения. Я не шучу. Для меня она вообще как защитный оберег. Песня дает мне силу.

 


Ого! Ксюша, а какое у тебя отношение к браку?

 

Ксюша:

Однажды была помолвлена. Когда мама спрашивает, как у меня дела на личном фронте, отвечаю: «Я все еще личность».

 


Можно сказать, что на экспедицию вас вдохновил в том числе Дима Кузнецов (Хаски)? Раньше вы ездили вместе в российскую глубинку.

 

Сережа:

Конкретно на экспедицию в Якутию — нет. Дима предлагал отправиться в Бурятию, но я настоял на Якутии, и там мы провели первый и единственный концерт Хаски в Якутске, между прочим! А в 2019 году мы ездили вместе в Кировскую область изучать обрядовые традиции коми-пермяков.

 


А как вы подружились?

 

Сережа:

Впервые увидел Диму в клубе Powerhouse. Он сидел в шарфе в углу и смотрел на меня. Я не понимал, кто это. Мне сказали, что это Хаски. Потом была безумная история, как актерски превращался в него чуть ли не до распада личности…

 

Миша:

С Дмитрием Николаевичем нас свели тесные коридоры здания на Старой площади.

 

Ксюша:

Мы подружились ночью на кухне, когда заливали кофе в дрипах.

 

Сережа:

В общем, все в разные моменты! Но сейчас это наш настоящий товарищ и друг. Я ему доверяю и очень уважаю его вклад как лично в мою жизнь, так и в судьбу коллектива.

 


Что удивило в экспедиции сильнее всего?

 

Сережа:

В Якутии тюркская культура, и она совсем не простая. Я, например, изучаю культуру народа саха уже год и только-только начал понимать особенности их взгляда на роль человека в мире. Вообще, удивительно, как в нашей стране спокойно существуют в корне разные мировоззрения. Это все такое настоящее и живое. Сейчас в работе большой проект, посвященный нашей поездке. Там на многое прольем свет. Но скажу так: счастлив, что в моей жизни появилась Якутия. Поездка перевернула мою жизнь с ног на голову, и обязательно вернусь туда еще не раз. Гостеприимство, природа, культура, пейзажи — восторг.

 


Часто слышу от представителей культурной сферы (и сама замечаю), что чем дальше от Москвы, тем проекты интереснее. А вы согласны?

 

Илья:

Думаю, что самые офигенные проекты — здесь.

 

Сережа:

Наши проекты!

 

Миша:

Везде есть свой интерес и свои особенности. В Москве много всего намешано, она вечно в бешеном темпе. А отъехал от нее на пару сотен верст — и день за два идет. Люди в провинции закрытые порой, но внутри у них столько глубины и честности, что, разговорившись, уже и уходить не хочется, пока самовар не допьешь…

 

Сережа:

Мы регулярно ездим по стране, были в большом количестве городов, и я скажу так: децентрализация должна проходить активнее.

 


Можете сформулировать, почему фольклор, обряды, традиции и мистика представляют для вас интерес?

 

Миша:

Это то, что уже существует в нас. Бежать от этого странно, отказываться глупо. Мы выбрали с этим работать.

 

Сережа:

В России проживает более 190 народностей с сохранившимися традициями и обрядами. Мы изучаем себя, изучая наш народ.

 


Остался ли театр в жизни участников «ЗАЛПОМ»? Или было решено с головой уйти в музыку?

 

Сережа:

Перед экспедицией в Якутию мы уволились из театра «Современник», чтобы положить начало новому этапу нашего творчества. Хотя на самом деле мы в любом случае сопряжены с ним в той или иной степени. Театр нас не покидает и уже не покинет, наверное, никогда.

 

Ксюша:

С головой в музыку.

 

Миша:

Театр со мной всегда. Он в глазах. А в ушах музыка.

 


Пока говорим о театр, расскажите о концерте 10 декабря. Все ваши выступления похожи скорее на перформансы. Ждать ли и в этот раз подобного?

 

Миша:

Конечно! Мы не мы, если не устроим рок-н-ролл до концерта, во время него и после. Это неиссякаемый театр нами управляет!

 

Сережа:

Мы себе не изменяем и готовимся к концерту очень серьезно. Будет и правда масштабное шоу.

 


Кто обычно придумывает концепции шоу? В концертах всегда видна рука режиссера.

 

Ксюша:

Сережа Аполлонов — наш бессменный автор. Рука, душа, сердце, талант, сексуальность…

 

Миша:

Все так! Бессменный лидер и идейный вдохновитель!

 


Сможем ли мы услышать новый альбом в этом году?

 

Миша:

Новый альбом — в новому году и с новым стилем. Мы вас удивим. Обещаем.

 

Ксюша:

Ну и на концерте 10 декабря сыграем кое-что новое, включая сингл. Приходите на ёлку «ЗАЛПОМ»!