Главная театральная премьера сезона — камбэк легендарной хип-хоперы «Копы в огне» в Main Stage: версия 2.0. Теперь коп Козульски — не усатый кривляка, а благородный бородач, среди главных злодеев появляется Noize MC (в огне!), а вместо драм-машины зал качают живые музыканты.
Зал, кстати, на который рассчитана новая версия, огромен — на зрительских секторах в пространстве Main Stage поместятся 2000 человек, с поднятым руками скандирующих: «У! Е! У! Е! Копы в огне! Копы-копы в огне!»
Затрепетали? А теперь BURO. расскажет обо всем по порядку.
Декорации из картона, биты из колонок и кучка грациозных персонажей в клешах, усах и солнечных очках, как из клипов Beastie Boys. Это «Копы в огне», и это 2010 год. На Пикнике «Афиши» и первых «Ламбада-Маркетах» можно снимать кино про 1980-е; дома у всех играют пластинки The Killers вперемешку с прибалтийской эстрадой на фирме «Мелодия», а в «Художественном» — ночные ретроспективы Феллини и Джармуша. Из радиоприемников играет «Белая стрекоза любви», просмотры на ютьюбе собирает группа «Лемондэй», в театре «Практика» читает стихи Вера Полозкова, а Кирилл Серебренников готовит к запуску проект «Платформа» на «Винзаводе», поскольку именно там, уверен режиссер, сосредоточена публика, которая необходима современному театру и которая сама ни в какой театр никогда не придет.
Картонные эскизы Полины Бахтиной
На «Копов в огне» в центр «На Страстном» (именно там первые годы показывали шоу) не пробиться — небольшой зал забит людьми в татуировках и кепках с широкими козырьками. Собственно, «Копы» десять лет назад стали сенсацией в театральной среде именно поэтому: появился кассовый хит, на который ломится максимально далекая от театра публика. Люди в зале пришли не на популярных артистов, а на имена новых героев музыкального андеграунда: IDM-абсурдиста Ларика Сурапова, набирающего обороты Муджуса, маэстро восьмибитного флоу DZA и андеграундного рэп-певца Котзи Брауна из объединения «43 градус» и, конечно, на человека по имени Sanya из группы «Традиция». Все вместе они собрались, чтобы сыграть первую в России хип-хоперу.
Москва, наши дни. В городе орудует опаснейшая банда под названием «Клуб восьми убийц». Их главарь — зловещий и неуловимый ДжигурдаНейроморис. С бандой ведет войну команда копов: дерзкий Козульски, брутальный Черный Коп, вальяжный Яблонски и наивный Пипи. В программе: погони, предательства, перестрелки, допросы, эротическая сцена и, конечно, главное сражение с боссом. Каждый эпизод — отдельный музыкальный номер с запредельно пафосными, циничными и в хорошем смысле идиотскими текстами.
На сцене — полицейские, не самые привлекательные для современного горожанина герои. И в этом, конечно, трюк. «Это гангста-рэп, вывернутый наизнанку, — говорит Котзи Браун, Черный Коп или еще Константин Аршба. — Я считаю, что жестокость царит сейчас не только в России, но и во всем мире. И копы горят сейчас не только у нас. Много агрессии со всех сторон, и она нагнетается разными путями. Наша опера не о том, что в России сейчас вот так, а о том, чтобы вспомнить, что такое коп на самом деле. Что коп должен служить обществу, добру, благому делу. Что выше справедливости — только любовь».
Продюсер спектакля Мария Кузнецова
Рубашка, галстук, юбка — все Prada; очки Ray-Ban; ботинки Miu Miu
Миха Арчанга (Пипи)
Пиджак, рубашка, брюки, ботинки — все Prada; очки Vogue
Хореограф Александр Тронов
Пальто, рубашка, брюки — все Gucci; очки Andy Wolf
В 2010-е «Копы в огне» гремели на самых разных площадках, гоняли в тур по стране, потом постепенно перебрались на сцены клубов с концертной версией, а к 2015 году проект полностью пропал с радаров. Но осталась легенда! «Я на самом деле вдруг начал осознавать что большинство людей, с которыми я общаюсь, не видели этот спектакль, — говорит сегодня режиссер Юрий Квятковский. — И записи достойной не сохранилось. Но при этом все о нем слышали».
Шоу беспрецедентно по составу команды: это толпа народу, маленькая копская республика, состоящая из художников, музыкантов, артистов и продюсеров. Историю, тексты и в каком-то смысле саму вселенную копов сочинил Александр Легчаков, он же коп Козульски, он же автор хип-хоп-проекта ВСИГМΣ и руководитель Московского оперного дома — на тот момент преподаватель экономики в РГГУ. Музыку для шоу написал композитор DZA, он же Александр Холенко, известный сотрудничеством с «Мумий Троллем»; также ей занимался Муджус и Миха Арчанга (он же Ларик Сурапов). Репетиции и первые показы продюсировал Саша Пас, ныне арт-директор переехавшего в Берлин проекта Playtronica, потом подключился Федор Елютин — ныне руководитель компании «Импресарио». Режиссер и человек, который всех перезнакомил, — Юрий Квятковский, тогда основатель независимого арт-объединения Le Cirque De Charles La Tannes, а сейчас — главный режиссер Росгосцирка.
На первом ряду — художник по костюмам Ася Соловьева и автор спектакля и коп Козульски Александр Легчаков
На Александре: пиджак, брюки, рубашка — все Louis Vuitton; ботинки Gucci; очки Ray Ban. На Асе: платье WOS Brand; накидка Yves Salomon; куртка Roma Uvarov Design; ботинки Miu Miu; очки Ray Ban
Роли распределили между собой Легчаков, Сурапов, Котзи Браун (он же Кот), артисты Алексей Розин и Илья Барабанов. Художник Полина Бахтина придумала картонную эстетику, превращающую спектакль в оживший комикс. Вместе с командой и художником по костюмам Асей Соловьевой она сочинила и имидж героев: подтяжки Козульски, плащ Яблонски, ветровка Пипи и водолазка Черного Копа; и совершенно выдающиеся костюмы злодеев из «Клуба восьми убийц», передающие привет футуристам и Баухаусу. «C мечтой использовать картон как материал улиц пришли Пас и Юра, а я придумала все остальное, визуальные фокусы, концепт, комикс, швы наружу, эстетику. Была ситуация предельно ограниченных ресурсов, — вспоминает Полина. — Делали мы все на деньги, которые заняли у друзей родителей, и это была очень скромная сумма, которая ушла полностью на материал. Но важно понимать, что, конечно, для нас для всех это был больше чем спектакль. Это была некоторая эпоха, которая впитала жизнь каждого, кто соприкоснулся с проектом. Это такая по-настоящему банда, банда фанатиков».
По центру — Котзи Браун (Кот)
Ветровка adidas; пальто Celine; брюки, рубашка — все Tommy Hilfiger; туфли Jimmy Choo; очки Armani Eyewear
Новость про реюнион «Копов в огне» прозвучала, как если бы вам сейчас сказали, что возвращается бумажная «Афиша». Поскольку все действовавшие лица давно разошлись по своим делам, это было давно и по неопытности весело, да и кому это сейчас интересно! Однако в октябре 2020-го на входе в ангар Main Stage на Дубровке — огромная очередь, а на поклонах получасовая эйфория. Спрашиваю Марию Кузнецову, продюсера новой версии, как так вышло? «Во время карантина, весной, мне позвонил мой товарищ Саша Полонский (директор Main Stage. — Прим. BURO.) и сказал: „Давай что-нибудь придумаем“. Стали думать, что это могло бы быть, учитывая, что в этом году все спонсоры отказываются от больших вложений. И я сказала, что мы сделаем „Копов“ даже без вложений спонсорства. Оставалось связаться с ребятами, рассказать план и максимально оперативно всем собраться. Погнали — был ответ. И по-моему, все получилось даже лучше, чем я могла себе представить». Миха Арчанга, он же Пипи, на вопрос о своевременности камбэка отвечает сложной шуткой: «Видимо, накопилась критическая масса сведенных у людей олдскул».
За Марией Кузнецовой —
художник-постановщик Полина Бахтина
Красный образ: брюки, топ — все Iceberg;
туфли Casadei; очки Vogue
Во-первых — и это может стать разочарованием, — новая версия «Копов» без мата. Со времен первой успели издать закон, запрещающий ненормативную лексику на сцене. Но дело не только в этом. «Мы сначала обсуждали, что спектакль будет 18+, — говорит Мария Кузнецова. — Играть без мата — это предложение Саши Легчакова, чище по энергии». Действительно, и сами персонажи стали менее дерзкими. Если в прежней версии Козульски был вызывающе усат и требовал капучино, то теперь он носит модельную бороду и предпочитает «вегетарианский напиткус». «Всем казалось, конечно, что Саня должен сбрить бороду, — говорит Ася Соловьева, художник по костюмам. — Но Саня сказал: „Нет, я вот сейчас такой, и давайте так“. Он нас убедил, и в принципе это стало гармонично смотреться». «Он у нас измененный, — смеется Ася, — он прямо несет этот образ, и борода осталась при нем».
Мария Кузнецова и Миха Арчанга
Ася Соловьева и Юрий Квятковский
На Юре: пальто, брюки — все T3cm; футболка,
кроссовки — все adidas
«Мы стали вегетарианцами, и тоже над этим шутим, — подтверждает Легчаков. — То есть перерождение, конечно, произошло. Я как драматург отвечаю за то, чтобы внедрить в эту версию некие новые блуги-молекулы. Закрутить ее немножко по-новому, ну и, естественно, некоторые новые темочки, новые шутки — все это происходит в копах, они такие живые». Вы тоже мысленно подчеркнули карандашом «блуги-молекулы»? Отлично, идем дальше.
Во-вторых, изменена легенда. «Клуб восьми убийц» готовится поработить город при помощи блуги-молекул, отправляющих всех триповать в блугинет. «Есть такая система деления: на клудзи и блуги, — пытается объяснить Легчаков. — Клудзи — то, что вдохновляет в тебе милосердие, чистоту правдивость, аскетизм, некоторые базовые черты. А блуги — то, что ты позволяешь себе, когда в тебе гневливость, жадность проявляются, какой-то эгоизм — это блуги-качества. Вот в копах мы немножко эту систему вводим, актуализируем».
Котзи Браун, Миха Арчанга, Александр Легчаков, Александр Тронов, Полина Бахтина, Мария Кузнецова,
Ася Соловьева
На Полине Бахтиной: брюки Gucci; блуза Pinko; WOS Brand
В-третьих, на сцене появились музыканты — ударные, бас и синтезаторы — и несколько новых музыкальных тем. В одной из них с отдельным номером в роли Спички выходит Noize MC. «Мне кажется, интересно, что люди хотят в этом сами участвовать, — говорит Квятковский. — Ваня (Noize MC) мне в какой-то момент сам позвонил, увидев афишу, и предложил подключиться. То есть „Копы“ превращаются в отправную точку для союза разных комьюнити и школ хип-хопа в России».
В-четвертых, в шоу есть команда танцовщиков, они же — люди в черном, осуществляющие магию перемещения предметов в сценическом пространстве. Раньше это делали статисты, в копах — избранные носители хип-хоп флоу. Кастинг проводил и давал установку Александр Тронов, участник «Танцев» на ТНТ и хореограф десятков клипов, которые вы видели — от «Блестящих» до Тишмана; в театре он отводит душу, работая над блокбастерами вроде иммерсивного шоу «Вернувшиеся». «Задумано так, что движения в „Копах“ — не хип-хоп с точки зрения танцевальной лексики, — делится хореограф. — Но из-за того, что все парни и девчонки — носители этой культуры, то какие бы движения мы не придумывали, они все равно действуют в этом стиле, излучают эту хип-хоп-энергию».
Но главные изменения все же технологические: «Копы» теперь качественнее выглядят и круче звучат. Шоу вдвое увеличилось — теперь это большая форма, большой зал, большой продакшен. «Все выросло, — говорит Полина Бахтина, — и теперь я как художник-постановщик получаю удовольствие от просто идеальной, на мой взгляд, композиции». Если искать аналоги тому, что представляют собой переродившиеся «Копы», то, с одной стороны, можно назвать «Книгу мормонов» Летающего цирка Монти Пайтон (общего: разухабистый абсурдизм) и бродвейского «Гамильтона» (общего: жанр — хип-хоп-мюзикл). Но ничего действительно похожего не было, поскольку эта вещь создавалась из слияния разных стихий, сообществ и энергий без цели кого-либо копировать и чему-либо соответствовать. Так, между первой и второй волной пандемии в Москве появился мюзикл мирового уровня.
Фотограф: Дарья Глобина
Директор по свету: Александр Климов
Стиль: Оля Чуковская
Макияж и прическа: Елизавета Зеленова
Ассистенты стилиста: Валерия Басова и Анна Терехова
Другие истории
Подборка Buro 24/7