Что значит персонаж Лары Крофт для массовой культуры

К выходу нового фильма о расхитительнице гробниц вспоминаем, откуда взялась эта героиня и чем она так хороша

Сегодня, 15 марта, в российский прокат вышел фильм «Tomb Raider: Лара Крофт» с Алисией Викандер в главной роли. Картина сделала персонаж Лары Крофт значительно более человечным и похожим на простого смертного, но в целом приключения ловкого британского археолога в исполнении Викандер выглядят скучновато. Как бы там ни было, сам персонаж Лара Крофт уже давно стал культовым. Разбираемся, какое место Лара Крофт занимает в поп-культуре.

Археолог, поп-идол, спортсменка и просто красавица

1996 год, Nintendo выпускает первые игры серии Pokémon для портативной консоли Gameboy, весь мир слушает брит-поп, набирает популярность связанная с ним мачистская lad culture, группа-новичок Spice Girls записывает свой первый сингл «Wannabe» и начинает говорить об идее Girl power через поп-культуру, выходят культовые фильмы «На игле» Дэнни Бойла и «Ромео + Джульетта» База Лурмана. В этот же год британская студия Core Design представляет миру игру Tomb Raider («Расхитительница гробниц»), протагонист которой — девушка-археолог Лара Крофт с настолько же неестественно сексуальной фигурой, как у куклы Барби. Она — женская версия Индианы Джонса, все время в поисках приключений, путешествует по экзотическим странам и ищет артефакты по древним склепам.

Игра Tomb Rider быстро стала популярной, а Лара Крофт — известным персонажем массовой культуры и секс-символом. С 1996 года новые игры серии «Расхитительница гробниц» выходили ежегодно в течение десяти с лишним лет в попытках заработать на франшизе как можно больше, несмотря на критику от поклонников, а в 2013-м ее успешно перезапустили (относительно и геймплея, и продаж). Одновременно с этим виртуальная Лара Крофт в 1997 году появилась на обложке знаменитого журнала о молодежной культуре The Face и стала регулярной героиней обложек самых разных изданий (не только игровых), права на использование ее образа в визуальном материале своего тура купила группа U2 и Крофт удостоилась выставки «Lara Goes Art» в Гамбурге. В 1999-м итальянский певец Эудженио Финарди посвятил героине любовную балладу, а в 2001-м вышла первая экранизация игры с Анджелиной Джоли в главной роли. На свете не так уж много персонажей видеоигр, ставших настолько популярными, так что Лару Крофт можно считать настоящим феноменом.

Лара Крофт и женщины в видеоиграх

Для времени своего появления Лара Крофт была довольно революционным персонажем: разработчик Core Design Хизер Гибсон, работавшая над игрой, вспоминает: «Тогда существовало устойчивое мнение, что видеоигры — сугубо мужское развлечение и женские протагонисты этой аудитории неинтересны». Из-за этого Tomb Raider сочли рискованной инвестицией времени и денег, но все же выпустили. Успех игры стал неожиданностью для студии и разработчиков, она разошлась по миру в количестве около семи миллионов копий. Гендерные предубеждения и сегодня сильны в индустрии, а тогда о них даже не задумывались. Кстати, Алисия Викандер на пресс-конференции, посвященной выходу обновленной киноверсии Tomb Raider, рассказала, что в детстве мальчики не хотели играть с ней в видеоигры.

В 1998 году, согласно исследованиям, лишь в 44% популярных видеоигр были женские персонажи и, как правило, геймплей предполагал, что они нуждаются в спасении персонажами-мужчинами. В этом смысле Лара Крофт стала редким женским протагонистом, действующим самостоятельно и способным спасти себя самостоятельно. Чем она походила на типичный женский персонаж, так это своей гиперсексуальностью, которая была рассчитана на привлечение мужчин.

Лара Крофт и феминизм

Игра Tomb Raider вышла через несколько месяцев после «Wannabe», и некоторые даже называют Лару Крофт шестой участницей Spice Girls: британская женская группа и британка же Крофт считаются популяризаторами культурного феномена конца 1990-х и начала 2000-х Girl power, относящегося к третьей волне феминизма. Тем не менее отношение феминисток к Ларе Крофт скорее негативно: до перезапуска франшизы в 2013 году это была гиперсексуализированная девушка с огромной грудью в обтягивающей одежде — коротких шортах и открытой маечке; такой образ вполне справедливо вызывает критику тем, что формирует у игроков неадекватные представления о том, как выглядит женское тело, а также способствует объективации женщин, якобы существующих, чтобы в первую очередь нравится мужчинам и удовлетворять их сексуальные потребности. Все это означает, что Лара Крофт способствует распространению сексизма, который и так свойственен игровой индустрии и кинематографу. Тут же можно вспомнить подобные противоречия вокруг Чудо-женщины.

Впрочем, создатель оригинальной Лары Крофт — дизайнер игровых персонажей Тони Гард — рассказывал The Independent, что изначально был против чрезмерной сексуализации Крофт, сделанной для усиления маркетингового продвижения игры, и это стало одной из причин его ухода из студии. Надо отдать должное разработчикам: после перезапуска игры Tomb Raider в 2013 году Лара Крофт стала носить больше одежды, обладать естественной женской фигурой, выражать более глубокие эмоции и даже дала отпор сексуальному насилию. Эта видеоигра проходит и тест Бекдел, которым обычно проверяют гендерную непредвзятость художественных произведений (там должно быть как минимум два женских персонажах, разговаривающих друг с другом о чем-то, кроме мужчин). То же случилось и с киношной Ларой Крофт: в исполнении Джоли она была холодной богачкой, а усилиями режиссера Роара Утхауга, Алисии Викандер и сценаристов в 2018-м Крофт превращается в девушку со сложно организованной личностью, прошлым, характером и человеческим разнообразием эмоций. Ах да, и без обтягивающей одежды.

Сегодня, с развитием феминистского дискурса идет постоянный поиск героинь и достоверных женских персонажей в культуре, которые смогут стать воплощением идей феминизма. Былая популярность Лары Крофт едва ли может повториться сегодня, да и сложно назвать ее стопроцентно феминистской иконой, но все же в ее пользу говорит то, что для некоторых женщин она действительно стала вдохновением, ведь в ориентированной на мужчин индустрии видеоигр они впервые увидели центральный женский персонаж, который обладает физической силой и может постоять за себя, путешествует, интеллектуален и решает головоломки. Кроме того, популярность игры когда-то подхлестнула интерес к созданию в видеоиграх героев-женщин, хоть их процент все еще очень небольшой.

По данным компании Eidos Interactive, 40% первых игроков Tomb Raider были женщинами, и это значительная пропорция, которая подтверждает, что видеоигры влияют и на женщин тоже. С выходом более реалистичной версии Лары Крофт в 2013 году этот персонаж стал значительно ближе среднестатистической женщине, а значит, стало проще соотнести себя с Крофт и поверить в возможность обладать теми же качествами, что и она. Фильм с Алисией Викандер — тоже шаг вперед, хотя в смысле репрезентации вдохновляющего женского персонажа он, пожалуй, справляется хуже игры.

Марина Аглиуллина

15.03.18, 21:52

  • Фото: GETTYIMAGES.COM/KINOPOISK.RU