К выходу нового фильма о расхитительнице гробниц вспоминаем, откуда взялась эта героиня и чем она так хороша
Сегодня, 15 марта, в российский прокат вышел фильм «Tomb Raider: Лара Крофт» с Алисией Викандер в главной роли. Картина сделала персонаж Лары Крофт значительно более человечным и похожим на простого смертного, но в целом приключения ловкого британского археолога в исполнении Викандер выглядят скучновато. Как бы там ни было, сам персонаж Лара Крофт уже давно стал культовым. Разбираемся, какое место Лара Крофт занимает в поп-культуре.
1996 год, Nintendo выпускает первые игры серии Pokémon для портативной консоли Gameboy, весь мир слушает брит-поп, набирает популярность связанная с ним мачистская lad culture, группа-новичок Spice Girls записывает свой первый сингл «Wannabe» и начинает говорить об идее Girl power через поп-культуру, выходят культовые фильмы «На игле» Дэнни Бойла и «Ромео + Джульетта» База Лурмана. В этот же год британская студия Core Design представляет миру игру Tomb Raider («Расхитительница гробниц»), протагонист которой — девушка-археолог Лара Крофт с настолько же неестественно сексуальной фигурой, как у куклы Барби. Она — женская версия Индианы Джонса, все время в поисках приключений, путешествует по экзотическим странам и ищет артефакты по древним склепам.
Игра Tomb Rider быстро стала популярной, а Лара Крофт — известным персонажем массовой культуры и секс-символом. С 1996 года новые игры серии «Расхитительница гробниц» выходили ежегодно в течение десяти с лишним лет в попытках заработать на франшизе как можно больше, несмотря на критику от поклонников, а в 2013-м ее успешно перезапустили (относительно и геймплея, и продаж). Одновременно с этим виртуальная Лара Крофт в 1997 году появилась на обложке знаменитого журнала о молодежной культуре The Face и стала регулярной героиней обложек самых разных изданий (не только игровых), права на использование ее образа в визуальном материале своего тура купила группа U2 и Крофт удостоилась выставки «Lara Goes Art» в Гамбурге. В 1999-м итальянский певец Эудженио Финарди посвятил героине любовную балладу, а в 2001-м вышла первая экранизация игры с Анджелиной Джоли в главной роли. На свете не так уж много персонажей видеоигр, ставших настолько популярными, так что Лару Крофт можно считать настоящим феноменом.
Для времени своего появления Лара Крофт была довольно революционным персонажем: разработчик Core Design Хизер Гибсон, работавшая над игрой, вспоминает: «Тогда существовало устойчивое мнение, что видеоигры — сугубо мужское развлечение и женские протагонисты этой аудитории неинтересны». Из-за этого Tomb Raider сочли рискованной инвестицией времени и денег, но все же выпустили. Успех игры стал неожиданностью для студии и разработчиков, она разошлась по миру в количестве около семи миллионов копий. Гендерные предубеждения и сегодня сильны в индустрии, а тогда о них даже не задумывались. Кстати, Алисия Викандер на пресс-конференции, посвященной выходу обновленной киноверсии Tomb Raider, рассказала, что в детстве мальчики не хотели играть с ней в видеоигры.
В 1998 году, согласно исследованиям, лишь в 44% популярных видеоигр были женские персонажи и, как правило, геймплей предполагал, что они нуждаются в спасении персонажами-мужчинами. В этом смысле Лара Крофт стала редким женским протагонистом, действующим самостоятельно и способным спасти себя самостоятельно. Чем она походила на типичный женский персонаж, так это своей гиперсексуальностью, которая была рассчитана на привлечение мужчин.
Игра Tomb Raider вышла через несколько месяцев после «Wannabe», и некоторые даже называют Лару Крофт шестой участницей Spice Girls: британская женская группа и британка же Крофт считаются популяризаторами культурного феномена конца 1990-х и начала 2000-х Girl power, относящегося к третьей волне феминизма. Тем не менее отношение феминисток к Ларе Крофт скорее негативно: до перезапуска франшизы в 2013 году это была гиперсексуализированная девушка с огромной грудью в обтягивающей одежде — коротких шортах и открытой маечке; такой образ вполне справедливо вызывает критику тем, что формирует у игроков неадекватные представления о том, как выглядит женское тело, а также способствует объективации женщин, якобы существующих, чтобы в первую очередь нравится мужчинам и удовлетворять их сексуальные потребности. Все это означает, что Лара Крофт способствует распространению сексизма, который и так свойственен игровой индустрии и кинематографу. Тут же можно вспомнить подобные противоречия вокруг Чудо-женщины.
Впрочем, создатель оригинальной Лары Крофт — дизайнер игровых персонажей Тони Гард — рассказывал The Independent, что изначально был против чрезмерной сексуализации Крофт, сделанной для усиления маркетингового продвижения игры, и это стало одной из причин его ухода из студии. Надо отдать должное разработчикам: после перезапуска игры Tomb Raider в 2013 году Лара Крофт стала носить больше одежды, обладать естественной женской фигурой, выражать более глубокие эмоции и даже дала отпор сексуальному насилию. Эта видеоигра проходит и тест Бекдел, которым обычно проверяют гендерную непредвзятость художественных произведений (там должно быть как минимум два женских персонажах, разговаривающих друг с другом о чем-то, кроме мужчин). То же случилось и с киношной Ларой Крофт: в исполнении Джоли она была холодной богачкой, а усилиями режиссера Роара Утхауга, Алисии Викандер и сценаристов в 2018-м Крофт превращается в девушку со сложно организованной личностью, прошлым, характером и человеческим разнообразием эмоций. Ах да, и без обтягивающей одежды.
Сегодня, с развитием феминистского дискурса идет постоянный поиск героинь и достоверных женских персонажей в культуре, которые смогут стать воплощением идей феминизма. Былая популярность Лары Крофт едва ли может повториться сегодня, да и сложно назвать ее стопроцентно феминистской иконой, но все же в ее пользу говорит то, что для некоторых женщин она действительно стала вдохновением, ведь в ориентированной на мужчин индустрии видеоигр они впервые увидели центральный женский персонаж, который обладает физической силой и может постоять за себя, путешествует, интеллектуален и решает головоломки. Кроме того, популярность игры когда-то подхлестнула интерес к созданию в видеоиграх героев-женщин, хоть их процент все еще очень небольшой.
По данным компании Eidos Interactive, 40% первых игроков Tomb Raider были женщинами, и это значительная пропорция, которая подтверждает, что видеоигры влияют и на женщин тоже. С выходом более реалистичной версии Лары Крофт в 2013 году этот персонаж стал значительно ближе среднестатистической женщине, а значит, стало проще соотнести себя с Крофт и поверить в возможность обладать теми же качествами, что и она. Фильм с Алисией Викандер — тоже шаг вперед, хотя в смысле репрезентации вдохновляющего женского персонажа он, пожалуй, справляется хуже игры.
Другие истории
Подборка Buro 24/7