Фанаты важнейшего модернистского романа XX века — «Улисса» Джеймса Джойса, впечатлившего в свое время Джека Керуака и Сэмюэла Беккета, Вирджинию Вулф и Владимира Набокова, сегодня отмечают Bloomsday, День Леопольда Блума. Справляют его в первую очередь в Дублине, который на день снова становится местом действия джойсовского романа: по всему городу читают фрагменты и разыгрывают сценки.
Но в этом году в Ирландии, да и во всех остальных городах мира, Блумсдей проходит онлайн под хештегом #bloomsdayathome из-за коронавируса. Подхватывая традицию, Центр Вознесенского решил провести благотворительные чтения «Улисса» с главными лицами современной культуры и медиа в поддержку региональных больниц в борьбе с пандемией. BURO. к этому событию публикует видеоплейлист из композиций, песен и песенок, сопровождающих героев Джойса по всему роману.
Одна из классических песен Викторианской эпохи, написанная Джеймсом Моллоем, — своего рода саундтрек к основной линии романа вокруг Леопольда Блума и его жены Молли, лейтмотив прелюбодеяния и тема их потенциального примирения. Именно эту песню Молли решает спеть в концертном туре с Blazes Boylan, и ее же будто бы долго с ним репетирует. Блум узнает об этом рано утром и слышит ее на протяжении всего дня.
Легкомысленная песня Гарри Норриса 1899 года, наводящая Блума на мрачные мысли, которую по сюжету написал тот самый Блейз Бойланом. Мотив, связанный с искушением и возможным уничтожением мужчин. В романе упоминается, пожалуй, чаще любой другой композиции.
Эта песенка впервые возникает в главе «Бродячие скалы», а позже ее играют на рояле в борделе Беллы Коэн во время эпизода с Цирцеей. В песне двое говорят о своих девушках, пока не выясняют, что обсуждают одну и ту же, а еще позже встречают ее мужа. Продолжение темы об универсальной соблазнительнице.
Композиция Стивена Адамса на слова Фредерика Уезерли звучит в главе «Улисса» о Цирцее и сопровождает фантазии Блума о том, каким будет новый Дублин при нем как всевышнем правителе. Дублин — как «новый Цветущий Иерусалим».
Одно из направлений применения Джойсом музыкальной формы к тексту — использование повторяющихся фраз для обозначения отдельных персонажей или тем. Песня Генри Бишопа «The Bloom Is on the Rye» — лейтмотив Блума на протяжении всего эпизода «Сирены», самой музыкальной главы романа.
«Улисс» на канале Центра Вознесенского
Слушать чтения в прямом эфире и записи можно тут
Другие истории
Подборка Buro 24/7