Белла Рапопорт, Кир Федоров и другие ЛГБТ-активисты рассказывают, как воспитать в людях толерантность с помощью хорошего кино
Сегодня всё прогрессивное человечество отмечает Международный день борьбы с гомофобией и трансфобией. 17 мая 1990 года гомосексуальность перестала считаться психосексуальным расстройством. Проект, призванный исключить из списка заболеваний трансгендерность, ВОЗ представила только прошлым летом.
«
Гомофобия или трансфобия —
лишь частный случай ксенофобии, боязни всего иного
»
Почему гомосексуальность и трансгендерность не болезни? У любого недуга есть симптомы, ухудшающие самочувствие человека. Приравнивать к симптомам проблемы, которое создаёт людям гомофобное и трансфобное общество, некорректно. Гомофобия или трансфобия — лишь частный случай ксенофобии, боязни всего иного.
Есть мнение, что принятие гомосексуальности не естественный процесс, а решение, навязанное так называемым гей-лобби. Однако ультраправые лоббисты, ратующие за консервативные (а иногда и регрессивные) порядки, всегда были сильнее, а законы о запрете «гей-пропаганды», принятые в России в 2013 году, политика Дональда Трампа в США и другие примеры по всему земному шару — яркое тому доказательство. Так что исключение гомосексуальности и трансгендерности из списка болезней не означает победу терпимости.
Впрочем, массовая культура много делает для того, чтобы гомосексуалы и трансгендерные люди перестали быть маргиналами. Мы попросили известных российских ЛГБТ-активистов посоветовать лучшие фильмы и сериалы на эту тему. Эти картины корректно рассказывают об ЛГБТК-сообществе и могут не только излечить нетолерантных людей от гомофобии и трансфобии, но и, к примеру, помочь родителям принять сексуальную ориентацию или гендерную идентичность своего ребёнка.
Белла Рапопорт
Феминистка, журналистка, исследовательница
«Жизнь»
Сериал
(Vida)
После внезапной смерти матери две сестры мексикано-американского происхождения возвращаются в родной лос-анджелесский истсайд (по сути, гетто) и остаются там, чтобы решить вроде бы насущные проблемы (похороны, завещание), а на деле — тянущиеся за ними волоком многочисленные неурядицы прошлого. Если в первой серии мы видим одну лесбиянку, то во второй мы уже догадываемся, что их тут как минимум две, а к последним сериям первого сезона количество лесбиянок в кадре начинает зашкаливать. Такую репрезентацию можно смело занести в список достоинств сериала, поскольку для гомосексуальных людей нехватка видимости — самая острая проблема в повседневной жизни. А еще это очень умный сериал, в котором проблемы сексуальности рассматриваются наряду с проблемами гендера, этничности, языка, бедности, изоляции и других факторов, которые принято учитывать, используя интерсекциональный подход. Ну и, конечно, чтобы взгляд на этот сериал не казался чересчур сухим и академичным — это действительно очень тонкая, хорошая драма.
«Бисексуалка»
Сериал
(The Bisexual)
Лейла, живущая в Лондоне американка иранского происхождения, расстаётся со своей многолетней партнёршей — как в личной жизни, так и в деловой. Неожиданно для себя она начинает путешествие по собственной сексуальности, в незыблемости и основательности которой она была так уверена. Создавая сериал, его авторка и исполнительница главной роли Дезире Акхаван опиралась на собственный опыт бисексуальной женщины, выросшей в консервативной семье. Это сериал о том, как социальные условия (наличие или отсутствие возможностей, информации, стигма) во многом определяют границы, которыми мы вынуждены обозначать собственную идентичность. О том, как тяжело бывает эти границы раздвинуть, о поколенческих различиях, о женской сексуальности, показанной через призму именно женского взгляда. А ещё тут очень много красивой одежды и уморительно смешных шуток, хотя не все из них будут понятны тем, кто не смотрел, скажем, «L-word», или не был в однополых отношениях с женщинами. Контента для гетеросексуальных людей, с которым мы не можем себя соотнести, в этом мире слишком много: надо его как-то разбавить.
Кир Федоров
Психолог, сооснователь движения «Психология за права человека»
В Международный день борьбы с гомофобией и трансфобией хочется сказать о каминг-ауте — раскрытии своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности, отличающихся от большинства. Каминг-аут — важный этап как в формировании собственной идентичности, так и в достижении равных прав для ЛГБТ-сообщества. Он даёт личную свободу и обеспечивает видимость представителей и представительниц ЛГБТ-сообщества в социуме. Кино — это важный ресурс, который можно использовать для того, чтобы подготовиться к этому важному шагу. Фильмы, в которых показывается жизнь геев, лесбиянок, бисексуальных и трансгендерных людей, формируют модели поведения для представителей сообщества и их близких. А ещё подобные ленты дают возможность эмоционального проживания, способствующего принятию инаковости. Вот несколько фильмов, которые я рекомендую своим ЛГБТ-клиентам и их близким.
«Свадьба Дженни»
Фильм
(Jenny's Wedding)
На протяжении всего фильма главная героиня готовится к свадьбе со свой возлюбленной и старается наладить отношения со своей семьёй. В целом это обычная романтическая комедия, но её большим достоинством является отражение множества ситуаций, в которые попадают представители ЛГБТ-сообщества.
«Гордость»
Фильм
(Pride)
1980-е. Великобритания охвачена забастовками шахтеров. Группа ЛГБТ-активистов приезжает в провинциальный городок, чтобы поддержать протест. Отличный фильм про возможность взаимопонимания между очень разными людьми, солидарность и человеческое достоинство.
«С любовью, Саймон»
Фильм
(Love, Simon)
Эта картина наполнена трогательной рефлексией подростка о своей ориентации, первой любви и каминг-ауте. Фильм интересен также тем, что показывает, что каминг-аут — психологически сложный шаг, даже если у тебя очень прогрессивные родители.
«Особенный»
Сериал
(Special)
Главный герой — гей с инвалидностью. У него нет проблем с принятием своей секуальности, но есть сложности с признанием и принятием своей инвалидности. Одна из главных сюжетных линий — это выстраивание границ со своей матерью и детско-родительская сепарация.
«Моя жизнь в розовом цвете»
Фильм
(Ma Vie En Rose)
В центре истории — трансгендерная девочка и её близкие. Ребёнок старается быть собой вопреки давлению родителей и усмешкам соседей, которые не понимают, как им вести себя в этой ситуации. Есть не так много жизнеутверждающих фильмов про трансгендерных людей и их родителей, поэтому «Моя жизнь в розовом цвете» особенно ценен.
Нико Черченко
ЛГБТ-активистка
«Доктор Кто»
Сериал
(Doctor Who)
Я смотрю не так много фильмов и сериалов, но всегда отмечаю те, где есть гомосексуальные или бисексуальные персоны. Особенное удовольствие я получаю, когда гомо- или бисексуальность не является ведущей характеристикой героини или героя, а показывается как что-то само собой разумеющееся, как часть существующей реальности. Мой любимый сериал-эпопея — «Доктор Кто». В нём рядом с главным героем Доктором периодически возникает лесбийская пара: силурианка-детектив мадам Вастра и ее жена Дженни Флинт. Вместе они расследуют необычные межгалактические дела. Сама Вастра выглядит очень по-космически — как женщина-ящерица времен Викторианской эпохи. И это единственное, что удивляет! А ещё постоянной компаньонкой двенадцатого Доктора стала гомосексуальная девушка — Билл Поттс. В общем, люблю «Доктора Кто» за актуальность. И за то, что создатели не боятся менять что-то устоявшееся: например, в тринадцатом перерождении Доктор становится женщиной. Вроде обычное дело, но для фанатского сообщества — это революция!
Борис Конаков
ЛГБТ-активист, квир-художник
«Весельчаки»
Фильм
Я не очень люблю зарубежные фильмы или сериалы на ЛГБТ-тематику: обычно они либо слишком печальные, либо слишком радостные. Часто они как про другой мир, но даже среди таких фильмов есть прекрасные образцы, которые можно порекомендовать: «Мой личный штат Айдахо», «Молитвы за Бобби» или недавний фильм «Стёртая личность» с Николь Кидман. Но если вы ищете, что посмотреть с родителями, чтобы они поменяли своё отношение к гомосексуальности, то, мне кажется, эти ленты могут не подойти. Нужно, что фильмы рефлексировали на тему, чтобы они были о нас и наших реалиях. И тут я искренне порекомендую другую картину. Конечно, она не такая известная и качественная, как фильмы выше, но для российского кино конца нулевых, да ещё и на квир-тематику, — это фактически единственный образец в современной России. Это нежно мной любимая трагикомедия Феликса Михайлова «Весельчаки».
Да-да, вот именно трагикомедия нам всем поможет! Чисто российские дрэг-квин с водкой едут тусить, отвечая преследующему их гопнику словами «Иногда людям нужно показать, кто мы такие». Алексей Мохов блистательно играет латентного гея, а восторженный Данила Козловский реализует мечту сотен ребят, которые хотят быть такими, какие они есть. И соблазнение «натурала», и фэг-хэг (женщина, предпочитающая компанию геев. — прим. Buro) в исполнении Ренаты Литвиновой, и про ВИЧ и СПИД там тоже есть: в общем, все реалии постсоветского ЛГБТ-сообщества. Но самое главное, что финал у этого фильма получился жизнеутверждающим. Я считаю, что именно таким и должен быть российский «Стоунволл». В этих полутора часах родного кинематографа заключена реальность нашей квир-культуры, нашего ЛГБТ-сообщества, венчает которые «Остановите землю» — песня несостоявшейся гей-иконы Лолиты Милявской. Именно сейчас мы должны вспомнить и показать, кто мы такие.