Альбом группы Nirvana, «Матрица» и другие ссылки, которые можно найти в текстах «DAMN.»
Вечером 16 апреля стало известно, что Кендрик Ламар стал первым рэпером, получившим Пулитцеровскую премию. Более того, раньше эта награда доставалась преимущественно джазовым и классическим музыкантам. Пулитцеровская премия отметила последний альбом Ламара «DAMN.». Buro 24/7 изучил портал «Genius», где подробно разбираются тексты самых популярных музыкальных исполнителей, и собрал поп-культурные аллюзии из текстов «DAMN.».
Вероятно, «Матрица» — один из любимых фильмов Кендрика Ламара, иначе почему он уже дважды ссылался на эту картину сестер Вачовски в своих треках. Один раз это было в его втором альбоме «Good Kid, M.A.A.D City» в песне «Backseat Freestyle», где были строчки «Черт возьми, я чувствую себя великолепно / Черт, я в Матрице». В треке «DNA» с «DAMN.» Ламар снова вставляет строчки о пребывании в Матрице с отсылкой к знаменитой сцене из фильма, в которой Нео в исполнении Киану Ривза уклоняется от пуль, самым невероятным образом проявляя чудеса гибкости и скорости: «Вот так это происходит, когда ты в Матрице / Уклоняешься от пуль». Сразу за этими строчками рэпер добавляет отсылку к библейской фразе «что человек посеет, то и пожнет», которая звучала в финале фильма «Матрица». Ламар, кажется, часто размышляет о том, что окружающая нас реальность может быть симуляцией, и мы все на самом деле живем в Матрице.
Ламар и раньше проявлял интерес к Курту Кобейну — упоминал его суицид в песне «HiiiPower» со своего дебютного альбома «Section.80». В той же песне «DNA» есть строчка «Младенец в бассейне, цели крестного отца», которая, скорее всего, ссылается на культовую обложку культового же альбома Nirvana «Nevermind», на которой младенец плывет под водой за долларовой купюрой — и такой символ корысти в этих же строчках обозначен — аллюзия на любимый рэперами гангстерский фильм «Крестный отец».
В той же «DNA» есть строчка «Sex, money, murder — these are the breaks», где первые три слова обозначают стереотипы-ассоциации, связанные с жизнью рэперов-афроамериканцев. «These are the breaks» — строчка из первого в мире рэперского трека, получившего золотой статус, то есть продавшегося в формате сингла в количестве более 500 тысяч экземпляров. Эта песня вышла в 1980 году и называлась «The Breakes» Кертиса Блоу — одного из первых коммерчески успешных рэперов. В данном случае «breaks» обозначает обломы, о которых Блоу и рассказывает в своем привязчивом треке.
Еще в начале трека «Yah» Ламар говорит, что у него много теорий и подозрений и что возможность проживания в Матрице — не единственная теория, которая его волнует. В песне «Element» есть строчка «Инсценировать свою смерть, уехать на Кубу — это единственный вариант». Среди поклонников рэпера Тупака Шакура, убитого в 1996 году, существует конспирологическая теория, что музыкант инсценировал свою смерть и уехал на Кубу, чтобы избавиться от давящей на него славы. Сам Кендрик — уроженец западного побережья США, а Тупак Шакур начал заниматься хип-хопом именно на западном побережье и повлиял на рэп-сцену этой территории, то есть и на Кендрика Ламара.
В треке «Element» есть строчки «Просто произнесите мое имя, и, обещаю, вы увидите Кэндимена, / Потому что все это видно у вас в глазах, вы все лжете». Кэндимен — герой городских легенд Чикаго из одноименного фильма «Кэндимен» 1992 года. Кэндимен — маньяк из параллельной реальности, который может прийти в наш мир, только если произнести его имя пять раз перед зеркалом. И это одновременно отсылка к Тупаку Шакуру, упоминавшему Кэндимена в треке «Troublesome ‘96».
В строчках трека «God» звучит фраза «work it, JT» — она появилась из музыкальной драмы «Пять горячих сердец» 1991 года, в которой пятеро друзей-афроамериканцев создают вокальную группу The Heartbeats (в оригинале фильм называется «The Five Heartbeats»). В киномюзикле рассказывается о том, как группа пытается добиться успехов в музыкальном бизнесе, параллельно они сталкиваются с расизмом — например, на обложку альбома ставят белых людей вместо фотографии участников The Heartbeats. Когда группа становится популярной, пробившись через тернии, слава только все портит и вносит раздрай в некогда крепкую дружбу. Возвращаясь к фразе из песни: в фильме она звучит во время сцены, когда один из героев пытается подать другому пример, как правильно очаровать девушку.