Московский R&B-исполнитель Боря Александров, более известный под псевдонимом BRS, делает добрую и важную музыку, разрушая многовековые стереотипы о мужчинах, их социальных ролях и необходимых моделях поведения в обществе. Так, в песне «Мальчики не плачут?» Боря пытается ответить на этот вопрос отрицательно и заодно объяснить, что это абсолютно нормально и вообще нормально все, что касается чувств и переживаний человека. О том, как ему удается совмещать в песнях добрую романтику и важные социальные проблемы и как реагирует публика на его высказывания, — решили сами поговорить с Борей.
Псевдоним BRS я придумал в последний момент перед первым релизом. Мне казалось это неважным: какая разница, как меня будут называть? Главное — музыка и то, о чем артист говорит. В итоге просто взял свое имя и убрал из него гласные. А потом началось веселье: YouTube стал настойчиво предлагать ищущим меня в поиске посмотреть новый клип BTS, а поклонницы группы увидели в моей внешности адепта k-pop-культуры. Когда возле моего дома открылся корейский ресторан, с его владельцем мы так и познакомились: «Ты BRS потому, что любишь BTS? — спросил он. — Нет, но песня "Fake Love" ничего», — ответил я. Больше мне сказать про BTS было нечего, но этот ответ его удовлетворил. С тех пор дружим, даже соджу мне иногда дарит.
Сразу видно, вы подготовились! Это придумало какое-то СМИ в статье про наш трек с Каф (Алеся Кафельникова. — Прим. BURO.). Но раз вы задали этот вопрос, значит, поверили, а значит, они хорошо сделали свое дело.
Искусство и существует для того, чтобы ставить перед обществом новые вопросы. Я счастлив, что у меня получилось через композицию «Мальчики не плачут?» высказаться на тему давления, которое общество накладывает на ожидания от мужчин, их внешнего вида, обязанностей и поведения, и о том, что обществу пора от этого давления отказаться и дать парням быть такими, какими они хотят быть. Благодаря поддержке ТНТ Music мы смогли достучаться до широких масс — клип на песню «Мальчики не плачут?» набрал на YouTube 300K просмотров, его крутят на кабельных каналах, которые смотрят в столовых при отделениях полиции и в банях на дачах у людей возраста моих родителей. Реакция была разной: с одной стороны, меня поддержали некоторые любимые артисты, такие как Сабрина, Тося Чайкина, Даня Шейк, Fav Lav, Illumate и другие, а также журналисты и простые слушатели. Были комментарии, в которых парни писали о том, как они рады, что смогли посвятить себя искусству, эмпатии, дизайну, театру или активному отцовству на равных правах. При этом недоумения и негатива было не меньше — некоторые при виде плачущего парня однозначно записывали меня в ЛГБТ+ и обозначали мою профнепригодность. Нам свойственно защищать то, к чему мы привыкли, но я надеюсь, что дискуссия вокруг темы побудила некоторых задуматься и стать добрее к тем, кто отличается от них самих.
Нашей культуре проще воспринимать новые смыслы через сказки и театр. Эти форматы дают условность, которая позволяет зрителям и слушателям посмотреть на вещи непредвзято. Плюс к этому сказка — идеальная форма повествования, достаточно сложная, чтобы выразить непростую мысль, притом достаточно простая, чтобы ее смысл поняли.
Мне кажется, любое общество решает свои проблемы постепенно, двигаясь от самых насущных в текущий момент. Чтобы тема маскулизма стала частью популярной повестки, мы все должны помочь обществу решить проблемы более базового уровня: вопросы домашнего насилия, брошенных детей, свободы слова, базовых прав ЛГБТ+-сообщества. И так постепенно мы обязательно дойдем до вопросов самоопределения мужчин. Наверное, я просто в своем творчестве немного опередил события.
Творчество не решение психологических проблем. Творцов сложно назвать уравновешенными и гармоничными людьми. Но именно эти перекосы и ямы создают энергию, динамику, которая заставляет их творить и искать ответы. Чувство вины я очень люблю, если честно. Оно подталкивает к раскаянию, признанию своих ошибок. Это признание освобождает и делает человека счастливее.
Прадеда Виктора Аркадьевича я не застал. Ему посчастливилось заниматься творчеством и притом относительно свободно жить в СССР. Интересно, осталась ли бы у него эта возможность, не подарив он пионерам коммунизма музыку для «Орленка»? Белого интересовала вся музыка — от классических сочинений на фортепьяно до массовых песен, но ко всему он подходил с композиторской методичностью и структурой. Любовь к структуре, к аранжировке, к повествованию, наверное, передается по наследству. Писать хорошие хуки тоже. Ну согласитесь, что в «Орленке» запоминающаяся мелодия!
Все непривычное в малых дозах вызывает любопытство и интерес, что выгодно для артиста. А вот в больших дозах непривычное вызывает непонимание и отрицание. Артист вызывает резонанс тогда, когда он сочетает в своем творчестве привычное с непривычным, и те, кому суждено нащупать идеальный баланс между этими вещами, могут стать успешными даже без крупных сумм в кармане и лейбла-покровителя. Но важно помнить, что успех и признание не могут быть самоцелью в творчестве. Артисту в первую очередь должен нравиться сам процесс: ковыряться в Ableton, торчать на студиях, корпеть над клипами, и все это вне зависимости от того, как много лайков будет собирать то, что получится в результате.
Все мои песни рождены импульсами: когда они появляются, я отбрасываю все прочие дела и перекладываю их на музыку. Многие мировые хиты написаны меньше чем за час — столько примерно и длится импульс. Я черпаю вдохновение как из личных историй, так и из историй друзей, книг, фильмов, сказок. Неважно, как появилась история, важно, чтобы она задела тебя достаточно, чтобы захотелось создать вокруг нее что-то свое.
Мне кажется, артисты в нашей стране недооценивают важность коллабораций. Две стороны в истории всегда добавляют ей масштаба, драматургии и оттенков. А иногда без коллаборации рассказать историю целиком и вовсе невозможно. Я обожаю совместное творчество. Сейчас работаю над композицией для исполнения втроем! Очень интересно, что из этого получится.
Другие истории
Подборка Buro 24/7