С 11 по 20 октября в рамках фестиваля Festival of Lights на Берлинскую телебашню проецировали свои шоу ведущие мэппинг-студии мира. Российская команда Sila Sveta стала одним из участников фестиваля и создала мультимедийный проект «Freedom Has No Boundaries» («У свободы нет границ»). Также к фестивалю студия сделала две тематические AR-маски, которые можно найти в их инстаграме. «Тема фестиваля, приуроченного к 30-летию падения Берлинской стены, — лучи свободы, — рассказывает креативный директор студии Александр Ус о новой работе. — Мы решили не упускать такой шанс и визуально рассказать о падении одного из самых абсурдных строений человечества». В конкурсе шоу российской студии заняло третье место. Премьера ролика и рассказ Уса о проекте — в материале BURO.
Мультимедийное шоу «Freedom has no boundaries» — это коллаборация с 15 молодыми художниками, которых мы считаем интересными и актуальными: в их числе Покрас Лампас, Андрей Шугальский, Владимир Виес, Татьяна Жиляева, Стас Башкатов, Свят и Настя Вишняковы, Василий Шихачевский, Полина Парыгина, Татьяна Егошина. На работу был месяц: одну ее половину делала наша студия, другую — художники. Мы раздали задания и скидывали в общий чат эскизы. В целом на берлинскую башню тяжело спроецировать что-то, потому что она узкая и вертикальная: ты должен голову сломать, чтобы найти подходящие образы. Поэтому мы пытались как-то помочь друг другу, у нас был коллективный разум.
Особое внимание привлек «Мета-супрематический крест» Покраса Лампаса, по поводу которого прогремел скандал в Екатеринбурге: православным активистам не понравилось, что по его фреске предполагалось ходить. Мы позвали Покраса в берлинский проект, потому что знаем друг друга с 2012 года. Не многие разглядят, но в одном из наших конкурсных шоу 2013 года «Rapping Mapping» была его работа. Кроме того, нам показалось, что для него суперактуальна тема цензуры.
Изначально монтаж шоу предполагал быструю нарезку разных образов на тему «несвобода». Мы выбирали общую визуальную тематику: должна быть линия, которая связывает всю историю, дает драму, некий сюжет. Сначала это были просто разрозненные образы: перевернутая ручка с обнаженной девушкой, потом жезл, а потом возник огромный градусник, который поднимает точку кипения. Стена бывает не только физической, но и ментальной — в головах людей. Градусник определяет точку кипения, в данном случае — точку кипения в истории ГДР и ФРГ, в итоге и разрушившую стену.
В этой работе мы критикуем не только российскую власть, потому что, покатавшись по миру, видим ограничение свобод в разных точках. Это общее место. Мы работаем на Ближнем Востоке, в Китае — и видим, как в разных странах проявляются ограничения. Да, в этом видео можно разглядеть намеки на то, что происходит в России, но тем не менее шоу «Freedom has no boundaries» посвящено истории ФРГ и ГДР.
Музыка сыграла огромную роль в разрушении стены, и одним из символов несвободы для нас стал радиоприемник. В конце 1980-х разваливалась система, но Социал-демократическая партия Германии продолжала петь гимны и не замечать фундаментальных вещей. Об этом приемник: рука полицейского переключает на «Интернационал», потом рука парня в косухе переключает обратно на техно. Композитором в проекте выступил Андрей Ойд, один из самых видных электронщиков России.