Почему альбом Адель «30» — самое важное, что случилось в мире музыки в уходящем году

19 ноября Адель выпустила четвертый студийный альбом «30». За неделю он успел побить рекорды продаж и породить тысячи мемов в соцсетях, тронув даже тех, кто до этого был равнодушен к творчеству певицы. Своими впечатлениями от долгожданной пластинки с BURO. поделилась Диана Пашковская, редактор сервиса «Яндекс. Музыка» и соавтор проекта «Планетроника»


Давайте говорить откровенно: 2021-й — год больших релизов. Канье Уэст, Tyler, the Creator, Билли Айлиш, Лана Дель Рей, Kings of Leon, Оливия Родриго… Даже ABBA прервала 40-летнее молчание и выпустила альбом, который быстренько номинировали на «Грэмми». Однако ни одну работу не ждали и не обсуждали так, как новую пластинку британской исполнительницы Адель. Почему? На это есть несколько причин. Из очевидных: она одна из самых сильных вокалисток из ныне живущих, одна из самых успешных певиц в мире, а еще никому не удается писать песни о разбитом сердце так, как этой женщине.

Мне 31 год. Адель 33. Свои альбомы певица называет в честь возраста, в котором она над ними работала: «19», «21», «25», «30». Нетрудно посчитать, сколько мне было лет, когда эти пластинки выходили. И, в принципе, нетрудно догадаться, что с этими альбомами я (как и многие другие люди моего возраста) взрослела. Взрослели и мои проблемы. Взрослела и сама Адель. Как человек, как исполнительница. И если в ранних работах она пела об историях вроде дурацкой ссоры с парнем в баре, то ее только что вышедший релиз — это фундаментальный труд о ней самой, о развалившемся браке, о любви к самой себе. Адель наконец-то становится главной героиней своих историй. Так-то она и так ей была, но весьма опосредованно. Тут же она открыто заявляет о том, что этот альбом — про нее.

Адель эмоционально обнажается перед слушателем, пускает в мир своей семьи, своих отношений с маленьким сыном. В композиции «My Little Love», которая есть не что иное, как обращение к своему ребенку, мы слышим голосовые сообщения, в которых Адель разговаривает с девятилетним Анджело, рассказывает, что чувствует себя одинокой после развода с бывшим мужем, что ей страшно. Почему это все так важно? Потому что общественность настолько сильно привыкла к тому, что появляющаяся на публике Адель — это хохотушка и шутница, которая ругается матом и после расставания с бывшим налегает на водочку. Как говорится, забудьте все, что вы знали об Адель до «30». Перед вами абсолютная поп-героиня для таких же 30-летних, как я и она сама. Кстати, об этом она очень хорошо заметила в интервью Зейну Лоу: «Если все создают музыку для тиктока, то кто будет создавать музыку для моего поколения? Кто пишет музыку для моих сверстников? Я с радостью готова выполнять эту работу». Аминь, сестра.

Прежде чем выпустить альбом, Адель представила пару композиций. Одна из них — «Easy On Me», в которой певица просит не судить ее строго за то, что у нее не было времени на взросление. С выходом этого сингла в голове промелькнула мысль о том, что раз она выпустила такой типичный для нее трек, то от альбома стоит ждать того же. Выскажу непопулярное мнение: все альбомы Адель похожи между собой. Это такой one trick pony в хорошем смысле слова: стабильный, надежный исполнитель, который тебя не подведет, по-плохому не удивит. Если, услышав «Easy On Me», вы подумали то же самое, что и я («а, типичная Адель!»), то вас обманули, а шалость исполнительницы удалась.

В отличие от своих предшественников, «30» — это невероятная смесь из соула, джаза, блюза, госпела, которая, конечно, приправлена классической Адель. То есть ее новый альбом — это не только эмоциональные американские горки, но и музыкальные тоже. Певице удалось составить красивую картину из множества фрагментов, которые идеально встроены друг в друга. Настолько идеально, что она попросила у Spotify отключить кнопку перемешивания треков на альбоме (Spotify повиновался, а позже убрал шаффл у всех альбомов вовсе). Только вдумайтесь в это. ОТКЛЮЧИТЬ. КНОПКУ. ПЕРЕМЕШИВАНИЯ. ТРЕКОВ. Напомню, что мы живем в эпоху стриминга, быстрого потребления музыки (и не только) и отказа от альбомного формата прослушивания релизов. Это, без преувеличения, абсолютно исторический момент для индустрии. Адель только что перевернула игру. Сделала то, чего не удавалось никому, но о чем мечтали тысячи и десятки тысяч исполнителей. Pink Floyd с «The Dark Side Of The Moon» может спать спокойно, зная, что теперь их альбом будут слушать в верной последовательности. Последуют ли примеру Spotify другие стриминговые сервисы? Вопрос остается открытым.

И напоследок давайте вернемся к тезису о том, что в наше время (в том числе благодаря стримингу) никто не слушает музыку альбомами. Смерть такому типу релиза начали предрекать очень давно. Однако артисты, игнорируя правила игры, продолжали и продолжают работать в этом формате, тратя время и силы на составление трек-листа, разработку концепции и идеи пластинки, продумывая последовательность треков. Как человек, который очень много и очень близко общается с музыкантами, я не понаслышке знаю о том, какую боль испытывают артисты, зная, что их работу обесценивают кнопка перемешивания и всеобщая тенденция к «короткому искусству».

Хотите верьте, хотите нет, но все, что сделала Адель с выпуском нового альбома, говорит нам об одном: альбомный формат жив и все еще важен. «Мы создаем свои альбомы, вкладывая столько заботы и мыслей в трек-лист, не для того, чтобы это было никому не нужно. Наше искусство рассказывает истории и должно слушаться в том порядке, что мы закладываем», — написала Адель в твиттере.

Ну и как прикажете после этого не считать альбом Адель одним из важнейших релизов 2021 года?