Одного из главных символов мировой анимации спустя почти сто лет после его появления не только любят дети и фэшн-дизайнеры — мышонок также продолжает участвовать в новых проектах, последним из них стало шоу Доброе утро с Микки, которое идет на Канале Disney каждый день с 9 до 11 утра. Мы вспомнили об, этом, потому что его становление как популярного бренда пришлось на 1930-е годы — в трудные для американской экономики времена. О том, как мышь спасала самые разные компании от краха, — эта история на BURO.
Студия Disney была основана в 1923 году — в эпоху ревущих двадцатых. В США в это время происходил бум, развивалась индустрия развлечений, в первую очередь благодаря кинематографу и мультипликации. Технологии совершенствовались, позволяя «важнейшему из искусств» переходить в разряд массового досуга. В Лос-Анджелесе Дисней создал технику послойного рисования, которая значительно уменьшила трудоемкость работы над мультфильмами. Больше не нужно было корпеть над каждым кадром в отдельности и рисовать его с нуля — можно было одновременно использовать разные слои с фонами и неподвижными элементами, а дорисовывать только необходимые детали.
Однако финал десятилетия оказался не столь благоприятным: в 1929 году случился биржевой крах, положивший конец привычному образу жизни. Последующие 10 лет этой экономической катастрофы назовут Великой депрессией. Подобные периоды финансовой и социальной нестабильности всегда заставляли компании переосмысливать свой путь. Для студии Disney выходом из кризиса стал Микки Маус.
21 мая 1928 года патентное ведомство США получило заявку на регистрацию товарного знака «Mickey Mouse». Спустя 6 месяцев, буквально за год до знаменитых событий «черного вторника», американские зрители получили нового любимца. Микки Маус впервые появился в короткометражном мультфильме «Пароходик Вилли». Черно-белая восьмиминутная работа Уолта Диснея и его главного художника Аба Айверкса произвела настоящий фурор. «Пароходик» стал первым в истории анимационным фильмом с синхронным звуком.
Появление Микки ознаменовало новый этап в истории студии Disney: с того момента производство кинолент с этим киногероем поставили на конвейер. В 1920–30-е годы были сняты 102 мультфильма с его участием. Американцы обожали скромного, добродушного персонажа, оптимистичного индивидуалиста, который верил в светлое будущее. Автор книги «О мышах и магии. История американского рисованного фильма» Леонард Мартин писал, что «Микки Маус страдает одним существенным недостатком — отсутствием явных недостатков». Перед очарованием идеального персонажа не устояла и Американская киноакадемия: в 1932 году Уолт Дисней получил специальный «Оскар» за создание Микки Мауса.
В случае Микки Мауса студия не ограничилась черно-белыми короткометражками. В 1935 году на экраны вышел «Концерт» — первый цветной анимационный фильм с Микки Маусом, а пару лет спустя началась разработка одной из самых смелых для того времени задумок Уолта Диснея. Он хотел объединить анимацию с классической музыкой в одном произведении. Так Микки появился в полнометражной картине «Фантазия», ставшей результатом коллаборации студии Disney, Филадельфийского оркестра и дирижера Леопольда Стоковски.
В 1929 году Уолт Дисней придумал «Клуб Микки Мауса» — регулярные встречи фанатов мышонка, которые проводились в местных кинотеатрах. К 1932 году по всей Америке было уже 800 таких клубов, а количество участников превышало миллион человек. Неукоснительно растущая «миккимания» подтолкнула студию к еще одному революционному решению — продавать другим компаниям лицензию на использование персонажа и производство товаров с изображением Микки Мауса. В одной из нью-йоркских гостиниц к Уолту подошел незнакомец и попросил разрешения использовать изображение Микки на блокнотах, которые он производил. Уолт согласился, и в последующие годы на рынке появились сотни различных товаров с главным символом Disney — комиксы, книги, зубные щетки, часы, игрушки, посуда. Этот шаг стал спасательным кругом для многих заводов и фабрик, которые в период экономического кризиса терпели убытки и снижали производственные мощности. Вещи, на которых появлялся Микки Маус, исчезали с полок магазинов мгновенно.
Одним из первых товаров, выпущенных еще в начале 1930-х, стали наручные часы Ingersoll-Waterbury. Изначально они стоили 3 доллара 25 центов и ежегодно распродавались 2-миллионным тиражом. Сейчас такая винтажная находка обойдется в сумму, в десятки раз превышающую изначальную цену.
Мягкие игрушки тоже моментально стали крайне востребованными. Первые куклы создала предприимчивая швея Шарлотта Кларк из Лос-Анджелеса вместе со своим 16-летним племянником. Эскизы и финальная работа Шарлотты так понравились Уолту и его брату Рою, что они признали эти куклы «золотым стандартом», на который должны были ориентироваться другие, а в журналах были напечатаны шаблоны, по которым любой желающий мог сшить Микки и Минни Маусов своими руками.
Однажды мышонок спас от разорения компанию-лицензиата. С трудом переживая последствия биржевого краха, производитель игрушечных поездов и моделей железных дорог Lionel Corp объявил себя банкротом. Во время слушания дела судья разрешил произвести последнюю партию игрушек для ближайшего рождественского сезона. Ставку сделали на тележки с Микки, и доход от продажи игрушек позволил Lionel Corp продолжить жить.
В 1930 году Микки Маус становится героем печатных изданий. Комиксы о нем появляются в газетах, выходит и первая книга о приключениях мышонка. Позднее, в 1960-е, одно из таких иллюстрированных изданий вдохновит поп-арт-художника Роя Лихтенштейна на создание картины «Смотри, Микки». Позднее начались и продажи журналов «Микки Маус»: номера распространялись через кинотеатры и универмаги. На его страницах печатали рассказы, стихи, игры, забавные факты. Несколько лет в издании экспериментировали с форматом, пока оно не стало походить на комиксы.
Начав путь с короткометражного мультфильма, Микки Маус стал не только символом эпохи, но успешным коммерческим проектом. По сути, именно он — детище Уолта Диснея — один из основоположников лицензионного бизнеса, который зародился в 1930-е, и его образ остается одним из самых тиражируемых в мире.
Шоу идет на Канале Disney каждый день с 9:00 до 11:00
28.05.20, 12:58
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7