В Лос-Анджелесе прошла 63-я церемония вручения премии Национальной академии искусства и науки звукозаписи США. Триумфаторами «Грэмми» стали Билли Айлиш, Тейлор Свифт, Фиона Эппл и Бейонсе. Но запомним мы «Главную ночь музыки» 2021-го не за это.
Лучшее поп-исполнение — Гарри Стайлз «Watermelon Sugar»
Лучший поп-дуэт — Леди Гага и Ариана Гранде «Rain On Me»
Лучший поп-альбом — Дуа Липа «Future Nostalgia»
Лучший рэп-альбом — Nas «Kingʼs Disease»
Лучшая рэп-песня — Megan Thee Stallion и Бейонсе «Savage»
Лучшее рэп-исполнение — Megan Thee Stallion и Бейонсе «Savage»
Лучшее рок-исполнение — Фиона Эпл «Shameika»
Лучшая рок-песня — Бриттани Ховард «Stay High»
Лучший рок-альбом — The Strokes «The New Abnormal»
Лучший альтернативный альбом — Фиона Эппл «Fetch The Bolt Cutters»
Лучшая танцевальная запись — Kaytranada «10%»
Лучший танцевальный альбом — Kaytranada «Bubba»
Лучший саундтрек — Хильдур Гуднадоуттир «Joker»
Лучшая песня к фильму — Билли Айлиш «No Time To Die»
Пробежавшись глазами по списку победителей 63-й «Грэмми» в основных номинациях, любой человек, хоть сколько-нибудь интересующийся современной поп-музыкой и следящий за происходящим в индустрии, нисколько не удивится: успешный успех, жирный жир, одни состоявшиеся и состоятельные чествуют других — таких же состоявшихся и состоятельных.
Ну правда, кого удивит тот факт, что девятикратно номинированная в этом году Бейонсе получила четыре статуэтки и, таким образом, стала самой титулованной артисткой в истории «Грэмми» (всего у нее теперь 28 наград)? Или что Билли Айлиш пополнила свой склад граммофонов еще двумя — за «Запись года» с песней «Everything I Wanted» и за заглавную тему к пока не вышедшей очередной серии бондианы «No Time to Die» («Не время умирать»)? Или что в номинации «Альбом года» победил записанный на карантине «Folklore» Тейлор Свифт, что сделало ее рекордсменом премии наряду с такими грандами, как Фрэнк Синатра, Стиви Уандер и Пол Саймон? Все перечисленные получали награды за лучший альбом года трижды, и начиная с сегодняшней ночи у Свифт есть все шансы перещеголять, например, того же Синатру.
Кажется, никого особо не удивили даже первые в карьере победы рэпера Nas («Лучший рэп-альбом» за «King's Disease») и группы The Strokes («Лучший рок-альбом» за «The New Abnormal»). Больше того, очередной свой граммофон — в номинации «Лучший современный христианский музыкальный альбом» за «Jesus Is King» — получил Канье Уэст, который в сентябре 2020-го выложил в твиттере видео, в котором демонстративно помочился на одну из ранее полученных им статуэток. Этим утром весь интернет обсуждает именно эту коллизию. Что подводит нас к, в общем-то, ключевому итогу или впечатлению от «Грэмми» 2021-го: подаваемую и продаваемую как «главную ночь музыки» церемонию мы запомним не по итогам, не по ярким нарядам на красной дорожке и не по выступлениям звезд вроде Дуа Липы и BTS или сложному продакшену — который, стоит отметить, был на высоте, — а по претензиям и вопросам к премии.
Нет, обо всем перечисленном выше, конечно, тоже пошумят в соцсетях, но забудут быстро, а вот осадок от неизменно сопровождающих «Грэмми» инцидентах останется. Так, два года назад церемонию бойкотировали такие суперзвезды, как Ариана Гранде, Кендрик Ламар, Чайлдиш Гамбино и Дрейк, а год назад Академия уволила первую в своей истории женщину-президента Дебору Дуган, причем та напоследок огрызнулась, назвав институцию «клубом мальчиков» и обвинив некоторых экс-коллег в коррупции и харассменте. В этом году шоу у «Грэмми» украл The Weeknd, который вообще остался без номинаций, хотя его прошлогодний альбом «After Hours» и, в частности, суперхит с него «Blinding Lights» слышали, кажется, буквально все. Канадец обвинил премию в коррупции и отсутствии прозрачности и объявил Академии пожизненный бойкот.
Не успела подать необходимые для номинаций документы Карди Би, чья записанная в дуэте с Megan Thee Stallion песня «WAP», пожалуй, единственная могла бы сравниться с «Blinding Lights» по степени вездесущности в минувшем году. При этом Карди и Меган исполнили композицию на самой церемонии — было эпично. Так что можно сказать, что бойкоты бойкотами, а академики в домике — они будто уверены, что за злоупотребления им ничего не будет.
Что остается нам? Сетовать, что в пролете остались двое номинировавшихся на «Грэмми» в этом году соотечественников: пианист Даниил Трифонов проиграл в номинации «Лучшее классическое инструментальное соло» Кириллу Герштейну («Adès: Concerto for Piano and Orchestra»), а дирижер Максим Емельянычев — в номинации «Лучшая оперная запись» Дэвиду Робертсону («Gershwin: Porgy And Bess»).
Вишенкой же на торте или сладкой пилюлей можно назвать победу двадцатилетнего Иманбека Зейкенова, он же диджей Imanbek, который получил граммофон в номинации «Лучший ремикс» за версию трека «Roses» американского рэпера SAINt JHN. Ремикс в прошлом году буквально разорвал тикток, а Иманбек стал первым в истории музыкантом из Казахстана, удостоенным премии.
Впрочем, восторги по поводу награждения Иманбека в русскоязычных соцсетях вызывают скепсис: стоит простому парню из СНГ получить «Грэмми», и мы им страшно гордимся, почитаем его за своего на Западе и пророчим «артисту, который смог», большое будущее. Почему по той же логике не порадоваться за российскую певицу таджикского происхождения Манижу, которая представит Россию на «Евровидении-2021»? Ну, наверное, если Манижа победит или займет высокое место — скажем, в первой пятерке, — то аналогичные, полные гордости реакции от соотечественников последуют, а нынешние ксенофобские комментарии и травля артистки будут забыты. Однако не будем торопить события: до мая и «Евровидения» далеко — у экспертов из соцсетей в ближайшее время будут и куда более горячие темы для обсуждения. Например, сегодня объявлены номинанты на 93-ю премию «Оскар».
Пошумим! Ведь шоу должно продолжаться.
15.03.21, 13:51
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7