Что такое уличная культура XXI века, чем она кардинально отличается от себя 20-летней давности и чем живут ее нынешние представители? Узнали у музыкантов, художников и спортсменов-экстремалов — друзей команды Encore Squad, которая уже 13 августа проведет вечеринку Block Party в Музее Москвы.
музыкант
Думаю, настоящая уличная культура — это андеграунд. В тот момент, когда эта культура выходит в массы и становится, скажем так, общепризнанной, она перестает быть уличной. Разумеется, это исключительно мое представление. Уличная культура выражается во всем, чем угодно, но главное — в образе жизни и мышления. Это что-то «из низов в массы», а не «из верхов в массы» (достаточно, например, сравнить истоки хип-хопа и поп-музыки). Это про искренность, не имеющую каких-либо границ.
Сегодня большинство сфер той уличной культуры, на которой росло мое поколение, — мейнстрим. Хотя что сейчас не мейнстрим? Рамки размылись окончательно, и «уличным» стало быть попросту модно. Не внутренне, так внешне.
Расцвет русского андеграундного рэпа случился в начале 2010-х годов. Мы с друзьями попали в эту волну: слушали эту музыку, хотели выглядеть как эти артисты, старались так же мыслить. Многое из той, не побоюсь этого слова, эпохи я до сих пор вспоминаю с особой ностальгией.
За годы существования уличная культура стала более инклюзивной. Сегодня попробовать себя в чем-то новом может каждый. И это несмотря на количество желающих и уже реализовавшихся. Вместе с тем сегодняшней улице не хватает, скажем так, базы. Уличная культура просочилась на Патрики с окраин Бирюлева. Цитируя классиков, не забывай свои корни, помни.
музыкальный директор Block Party и Encore Squad
Для меня уличная культура — та, что берет начало на улицах. Рэп как жанр зародился и стал популяризироваться при помощи фристайла, когда ребята просто выходили во двор и читали рэп. В Сети есть видео, где фристайлят Notorious B.I.G и Тупак. Это как раз искусство улиц. Еще для меня это, безусловно, граффитчики, скейтеры, BMX-еры, роллеры, брейкдансеры и виниловые диск-жокеи.
Лично для меня культовым периодом развития уличной культуры был, есть и будет период 1990-х. Тогда появились первые граффити-фестивали, специализированные журналы, онлайн-форумы, начал вещание канал «MTV Россия». Именно в 90-е начали творческий путь знаменитые уличные художники. А в рэпе была любимая мной золотая эра, когда в текстах реально поэзия, а в музыке — крутые биты.
Улица моего юношества от сегодняшней точно отличалась отсутствием интернета. Мы всё узнавали по сарафанному радио — это был мощнейший вид маркетинга в то время. В зависимости от того, к какой субкультуре ты принадлежал, ты знал всё, что было необходимо. И, да, было четкое разделение по субкультурам. Если ты рэпер, то не дружишь с рокерами или фанатами. Сегодня всё смешалось: рэпер может одновременно быть диджеем, а еще скейтером, граффитчиком, блогером, дизайнером и футбольным фанатом.
С другой стороны, такое разнообразие и многообразие дало возможность «улице» стать открытой. Возьмем, например, граффити-тусовку. Раньше она была супер закрытой. Узнать, как выглядит тот, кто стоит за тегами на стенах твоего района, прийти с ними потусить или тем более порисовать было просто нереально. Сейчас же многие граффитчики выросли до галерейных художников, и на дни рождения их команд приходит по 100–150 человек.
С появлением интернета уличная культура переехала в смартфоны: рэп слушают на стриминговых площадках, скейт-контесты смотрят на YouTube, а граффити замазываются так быстро, что видят их только те, кто их рисует. Собственно, во многом поэтому мы и делаем Block Party: чтобы люди оторвались от экранов и увидели реальность.
Думаю, сегодняшним улицам не хватает трушности и индивидуальности. Сейчас можно очень хорошо зарабатывать, будучи представителем уличной культуры, не так, как раньше. И очень многие стали понимать, что в тренде, и копировать проекты, которые уже стали успешными, теряя при этом суть, заложенную в первоисточник. Многие не осознают, что большинство успешных проектов сделано просто на энтузиазме и желании творить. Зарабатывать — это хорошо, но важен мотив.
граффити-художник
Думаю, как и для многих, моя уличная культура — это детство, когда я много времени проводил на ВДНХ с ребятами. Мы постоянно тусовались на так называемой сцене за главным павильоном, играли в сокс, танцевали брейк-данс, катались на роликах и скейте. У нас были разборки с «вайт смоками». Мы кучу времени проводили на улице, варились в котле этой культуры и были, так сказать, ее официальными представителями.
Мое хобби переросло в работу. Однажды, тусуясь с друзьями, я рисовал в своем блокнотике. Ко мне подошел друг и спросил, рисую ли я граффити. Тогда я этим всерьез не занимался, но решил, что стоит попробовать, купил первые баллончики и начал путь как художник.
Улица сейчас и улица моего детства — совершенно разные. Не только потому, что поменялся я, но и потому, что изменился мир. Если раньше мы встречались в метро с распечатанными снимками граффити, сложенными в альбомы для фотографий, обменивались информацией не через соцсети, а через распечатанные картинки, то сейчас всё поменялось.
Было бы странно говорить, что сейчас всё не так, как раньше, и нет трушности. Она есть, но она не для нас. Для моего поколения трушность — мерить широкие джинсы, стоя на картонке на рынке, искать по палаткам какую-нибудь новую кассету с западными музыкантами, бегать от скинхедов, а иногда собираться с «братвой» и гонять их на очередной рэперской дискотеке. У молодых ребят сегодня — своя правда, нужно уважать любое поколение.
Мир поменялся, технологии тоже. Сейчас при помощи клика можно найти что угодно. Да и клик — это уже прошлый век. Информации обо всём на свете стало больше, и всё теперь доступнее. Но насколько это интереснее — вопрос.
пятикратный чемпион России по скейтбордингу
Уличная культура для меня — симбиоз музыки, искусства и спорта. Сегодня всё быстротечно, перемены в каждой субкультуре происходят со скоростью света. Современность кардинально отличается от тех дней, когда мы начинали. На мой взгляд, раньше у всех было желание кататься, развивать стрит-культуру и нести ее в массы. Мы росли на культовых американских фильмах. Тогда еще не было такого количества парков и мест для катания, но это заряжало нас. Я пересматривал видео на VHS до дыр, пытаясь повторить трюки, которые казались фантастикой.
Сейчас скейтбординг стал олимпийским видом спорта, это дало новый виток его развития. Также появилось признание со стороны людей. Теперь это не просто доска с колесами. Честно? Я бесконечно рад, что являюсь частью этой самой культуры, которая набирает обороты, и всё больше и больше детей встают на доску.
музыкант
Уличная культура для меня — это, наверное, все, что связано с андеграундом. Это мир самых талантливых людей, не обремененных ограничениями, с горящими глазами и любовью к своему хобби или профессиональной деятельности вне зависимости от того, чем они занимаются.
Я откровенный фанат всего, что связано с музыкой, скейтбордингом и сноубордингом. Эти направления очень круто развились, каждый день кто-то устанавливает новые рекорды — и это круто. С другой стороны, увидеть становление таких мощных элементов уличной культуры как хип-хоп, скейтбординг, брейкданс, можно было только один раз. Какие новые ответвления и интересы появятся в будущем? Что варится и бурлит уже сейчас?
До моих первых выступлений я смотрел записи на VHS. Сейчас поменялось всё: технологии, доступ к информации. Ты можешь придумать бит на портативных синтезаторах и драм-машинках или вообще на телефоне, ребята сразу зачитают текст, а ты сразу запишешь и выложишь видео — и оно может выстрелить на миллионную аудиторию будущих фанатов. Такой скорости раньше, конечно, не было. Сейчас легче проявить себя. В то же время если раньше нужно было искать что-то стоящее в редких оазисах, то теперь — в непроходимых джунглях. От этого возникает еще большая конкуренция и в итоге — крутейший стиль. Поменялся ландшафт, принципы, по которым обращаешь на себя внимание.
Мне кажется, людям нужно больше работать вместе, не стесняться. Здоровая конкуренция — это когда ты рад, что твой знакомый сделал круче тебя, ведь теперь у тебя есть стимул сделать еще круче. Становится всё больше групп по интересам, сообществ, главное — понять, чем хочется заниматься. Это вдохновляет.
Мой любимый период развития уличной культуры — это, конечно, тот, в котором я живу сейчас! С одной стороны, я наблюдал становление хип-хоп-культуры, с другой — всегда шел за чем-то более актуальным, и сейчас пришло время, когда мое видение стало современностью. Уличная культура своего рода топливо для прогресса.
10.08.22, 18:31
Другие истории
Подборка Buro 24/7