3 октября Стив Райх, один из отцов минимализма в музыке, отметил юбилей — 80 лет. Рассказываем, почему легендарного композитора слушают и спустя полстолетия
Стив Райх — один из отцов-основателей минимализма — движения, развивавшегося в музыке с середины 60-х. Перелом в написании музыки совершает Джон Кейдж, о котором мы рассказывали в прошлый раз — он первым начинает использовать звуки, позаимствованные из окружающего мира. Но минималисты — Райх, Гласс, и Райли — идут еще дальше. Вместе с коллегами Райх открывает и активно использует различные техники зацикливания музыкальных фрагментов. В ход идут не только пленки, но и человеческая речь: Райх собирает звуки в паттерны, из которых в итоге складывается единая мелодия. Каждый паттерн, по сути, отдельная музыкальная ячейка, варьировать которую можно до бесконечности. Фрагмент зацикливается и одновременно начинает воспроизводиться снова. Этот принцип станет основой всей современной электроники, но влияние Райха окажется еще шире.
Еще одна важная черта музыки Стивена Райха — использование маллетов (молоточков) и связанных с ними музыкальных инструментов. Сочетание ксилофонов, маримбы и маракасов позволило Райху добиться весьма специфичной перкуссии: повторяющийся ритм, который сильно напоминает африканские мотивы. В 70—80-е Райх пишет большую часть своих самых известных произведений, где показывает, что классические аккорды и музыкальные интервалы можно выстраивать совершенно нетрадиционным способом.
«Музыка для 18 музыкантов», впервые представленная в 1976 году, становится наиболее показательным в этом отношении произведением. Наряду с еще несколькими сочинениями она вошла в появившийся в на прошлой неделе сборник The ECM Recordings. Содержимое сборника — главные работы Райха, изданные в период с 1978 по 1982 год на лейбле, который знатоки характеризуют просто — «для панков от классики».
Молодые композиторы то и дело обращаются и к другому произведению Райха — «Разным поездам» (1988), за которые композитор получил премию «Грэмми». На прошлой неделе участники London Contemporary Orchestra исполнили «Разные поезда» в Ливерпуле на старейшей железнодорожной станции. Сам Райх не ушел на пенсию: играет с Джонни Гринвудом и выступает с Kraftwerk, ездит в туры по всему миру и сочиняет новые произведения.
Почитают и уважают Стива Райха и в России — в этот четверг в цехе «Надежда» на Трехгорной мануфактуре состоится фестиваль Sound Up, приуроченный к 80-летнему юбилею композитора. Мы поговорили с одним из главных его участников — композитором Павлом Кармановым, — и узнали, в чем значимость Райха для современников.
Стив Райх, как и Филип Гласс — один из наиболее часто исполняемых композиторов в мире. Однако он не так популярен и известен, как Гласс. Как вы думаете, почему Райх все-таки интересен для широкой аудитории?
Стив Райх не просто интересен и известен любителям музыки во всем мире. У него лучше, чем у кого-либо из американских минималистов, получилось найти компромисс в своем творчестве между академической музыкой, джазом, роком и фольклором. В этом-то и причина его популярности: Райх попал в перекрестье интересов очень разных слоев публики. Композиторы-минималисты все очень разные. Стив Райх в меньшей степени кинематографичен, его музыка при всей своей чувственности строго структурирована, она не говорит нам о чем-то конкретном, она над миром и над простыми человеческими эмоциями. А музыка Филипа Гласса, благодаря некоторой — в хорошем смысле — меланхоличности, отлично подходит к кинофильмам, театральным и радиопостановкам.
Если глобально говорить о последователях Райха, в том числе выходящих за рамки минимализма, кого бы вы назвали?
Огромное количество: во влиянии Стива Райха признаются многие музыканты, как академические, так и джазовые, и рокеры. Многие участники проекта Sound Up и сочувствующие подобной музыке так или иначе ощутили на себе влияние и Стива Райха, и Филипа Гласса, и прекрасного Майкла Наймана, которого нельзя не упомянуть. В нашей стране родоначальником минимализма можно считать композитора Владимира Мартынова, знаменитого не только музыкой, но и философскими трудами. Это равнозначные фигуры, столпы мирового минимализма, которые существуют независимо от какой-либо конкретной музыкальной культуры: Райх, Гласс, Найман, Владимир Мартынов — в России, Валентин Сильвестров — в Украине, Арво Пярт — в Эстонии и многие другие.
А вы чей приверженец?
Изначально я большой поклонник Стравинского. А в том, что касается минимализма, я абсолютный райхианец. При этом примерно в одно время я познакомился с творчеством Стива Райха и фильмом «Кояанискатси» Годфри Реджио с музыкой Гласса, который тоже повлиял на мое сознание. Но музыку Стива Райха я субъективно люблю больше, чем чью-либо из творчества композиторов-минималистов. Из моих любимых его произведений — «Музыка для Большого ансамбля», пьеса не слишком длинная, но все, что нам импонирует в музыке Стива Райха, в ней есть сполна. Ну и конечно, не могу не назвать «Музыку для 18 музыкантов», «Техиллим» «Вариации», «Разные поезда» и многое другое.
Другие истории
Подборка Buro 24/7