А за ней и сам концерт
Теодор Курентзис и его оркестр musicAeterna, закрыв Симфонией № 6 Густава Малера Дягилевский фестиваль, приехали в Москву, чтобы представить свою трактовку произведения австрийского композитора собравшейся в Большом зале консерватории публике
Каждое появление Теодора Курентзиса и его оркестра в Москве — событие выдающееся. То же можно сказать и об исполнении Симфонии № 6 Густава Малера, которую в Большом зале консерватории — да и вообще в мире в целом — можно услышать не так уж часто. За несколько дней до московского концерта «Трагическая», как охарактеризовал ее сам Малер, симфония прозвучала в Перми на закрытии 10-го юбилейного Дягилевского фестиваля, где в прошлом году исполнили и Симфонию № 5. Теодор Курентзис к музыке Густава Малера обратился давно, и каждый раз его интерпретации становятся новым — и особенным — взглядом на творчество австрийского композитора.
Симфонию № 6 Густав Малер противопоставляет своей предыдущей работе, Симфонии № 5, основывая ее на совсем других эмоциях. Если Пятая симфония явилась преодолением трагизма, то Шестая, напротив, вновь к нему обратилась. Ее Малер писал в течение двух летних каникул — 1903 и 1904 годов, отвлекаясь на несколько месяцев от исполнения прямых обязанностей директора Венской придворной оперы. Однако в отличие от триумфа, следовавшего за Малером-дирижером, его таланты композитора не всегда признавались современниками и критиками. Представив публике Симфонию № 5 и оставшись непонятым, он не стремился исполнять свое новое сочинение, так что премьера состоялась лишь в 1906 году в Эссене.
Несмотря на характеристику — «Трагическая» — понимать Симфонию № 6 односложно было бы ошибкой, что подтверждает взгляд на произведение Теодора Курентзиса и оркестра musicAeterna, появляющегося на сцене в расширенном составе и едва уместившегося на сцене. То же происходило и в зале, где публика в прямом смысле слова была готова висеть на люстрах, чтобы услышать музыку Густава Малера в воплощении musicAeterna. К слову, на следующий же день оркестр приступил к записи Симфонии для лейбла Sony Classical, так что скоро вспомнить о судьбе мятущегося героя получится и купив диск. Что касается московского концерта, то, услышав финальные аккорды, собравшиеся сразу вскочили со своих мест и аплодировали стоя, согласившись сбавить обороты только тогда, когда музыка зазвучала вновь: для постскриптума был выбран «Танец семи покрывал» Рихарда Штрауса.