Два альбома S U R V I V E
Вот уже несколько недель, как сериал «Странные вещи» заполнил все информационное пространство. Мы на этот раз поговорим не об отсылках к Кингу и актерской игре Вайноны Райдер, а о саундтреке, потому что здесь он действительно достойный
Уже с первых кадров «Странные вещи» погружают зрителя в эстетику 80-х: прически и одежда играющих мальчиков, белые кроссовки и вельветовая куртка Вайноны Райдер, запуск радиостанции в школе, где исчезает Уилл Байерс, прямоугольные телевизоры и телефоны с закрученным спиралью проводом. Место действия создает ассоциацию более косвенную: этакий затерянный тихий американский городок, окруженный меланхоличной и немного мрачной лесной природой — то и дело вспоминается культовый «Твин Пикс» Дэвида Линча, а пересечение нескольких сюжетных линий в обеих лентах (исчезновение—расследование, подростковая любовь, родительские волнения) только усиливает эту аналогию.
«Странные вещи» полон и других цитат: ужасы Стивена Кинга, «Звездные войны», научная фантастика в духе эпохи, когда происходит время действия картины. Однако, как любой искусный коллаж, сериал с большим количеством разного рода прототипов едва ли воспринимается как набор клише — наоборот, все образы переплетаются столь естественно, что намеренная цитируемость создает у большинства зрителей впечатление приятного узнавания. Аналогичную роль играет и музыка, роль которой сложно переоценить: саундтрек, специально написанный Кайлом Диксоном и Майклом Стейном, известными как дуэт S U R V I V E, представляет собой 36 композиций, близких по жанру к IDM или эмбиенту и гармонично соотносящихся с загадочной, а иногда и пугающей картинкой на экране.
И здесь мы снова возвращаемся к сериалу «Твин Пикс» с прекрасной музыкой Анджело Бадаламенти, однако в «Странных вещах» его влияние наименее очевидно. Почему «наименее», да потому что обе пластинки Диксона и Стейна звучат скорее как дебютный альбом Джона Карпентера прошлого года или синти-поп-revival-группы последних лет в духе Crystal Castles, чем современные эпохе, которой вдохновляются братья Даффер, Брайан Ино или new-age-коллективы вроде Tangerine Dream или Вагнелиса. S U R V I V E вызывают у зрителя правильное ощущение ностальгии, однако не стремятся полностью погрузить его во временной контекст сериала — именно музыка напоминает о том, что мы смотрим фильм с датой релиза в 2016 году, а не классику 30-летней давности.
Еще одно достоинство музыки S U R V I V E, как и любого хорошего саундтрека, — ее можно слушать и воспринимать вполне самостоятельно, ассоциируя с сериалом, но не теряя в отсутствие визуального ряда настроения и атмосферы композиций. Конечно же, в альбоме более мечтательные треки, такие как главная тема Stranger Things или Kids, сменяются спокойными, а затем напряженными или даже драматическими — такой и должна быть полная музыкальная палитра фильма. Оба альбома Диксона и Стейна – чистой воды стилизация, что вполне соответствует самой идее — сопровождать сериал об эпохе 80-х, но стилизация умелая и тонкая, во многом, вероятно, и потому, что творение дуэта — прежде всего музыка современная, полностью принадлежащая нашему времени.
Послушать или приобрести обе части саундтрека можно в iTunes или на SoundCloud, а проникнуться творчеством дуэта — на Bandcamp группы. Не так давно музыканты сообщили, что стали подписантами лейбла Relapse и представят свой новый альбом RR7349 30 сентября. Диксон и Стейн приступили к совместному творчеству в 2008 году, а наиболее ранние демозаписи представили в 2010-м. Грядущий RR7349 станет их девятым релизом.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7