Дресс-код — дело тонкое
Вчерашний Met Gala дал нам пищу для обсуждений на ближайшую неделю: некоторые наряды за ночь успели стать мемами, а фотографии их хозяек разлетелись по всем соцсетям. Главной темой бала в этом году стал Китай, но справиться с поставленной задачей и постичь древнюю культуру смогли немногие. О том, как были одеты звезды гала-вечера, рассказывает Елена Стафьева
Гала-вечер, который каждый год проводит Институт костюма Метрополитен-музея в Нью-Йорке, — это одна из немногих полноценных красных дорожек. А фактически мест, где происходят большие фэшн-выходы и где мобилизуется вся фэшн-индустрия, всего три: еще «Оскар» и Канны. Met Gala из них, конечно, самый рафинированный. Он напрямую посвящен именно моде и проводится институцией, непосредственно с ней связанной.
Каждый год у бала есть тема, совпадающая с названием выставки, которая определяет и тематику вечера, приуроченного к ее открытию. Тема 2015 года — China: Through the Looking Glass («Китай: Зазеркалье» или «По ту сторону зеркала»). И этого, конечно, ждали — странно, что Китай не появился тут раньше. Китайская экономика, естественно, давно уже не растет темпами 10-летней давности, но на фоне всеобщей масштабной рецессии эта страна по-прежнему остается главной надеждой и опорой всего мира люкса — и его крупнейшим рынком.
Однако по поводу темы года на этот раз было много опасений: насколько культурно восприимчивым и расово корректным будет отражение Китая современной фэшн-тусовкой, не сведется ли все к набору самых расхожих штампов: красный, золото, dragon lady или «китайская куколка» (два главных западных стереотипа про китаянок), а то и просто драконы. И не будет ли все похоже на костюмы для Хеллоуина и самые пошлые образцы американского масскульта, оскорбительные в своем пренебрежении к другим культурам. Для русского массового сознания, далекого от какой-либо политкорректности, это выглядит почти комичным, но представьте, если бы мы были сейчас как-то интересны Америке и темой вечера стала Россия, а все пришли бы в кокошниках, сарафанах и с клатчами в виде яиц Фаберже?
Некоторым образом так все и получилось. Очень много красного, золото, шнурки и кисточки тут и там, немного нефритового, маки и, конечно, бесконечные драконы, разбавленные парочкой цапель. И шелк, шелк и еще раз шелк — километры яркого атласа, крепа и тафты. Апофеозом этого китайского китча стала Сара Джессика Паркер в, мягко говоря, странном платье и шляпе Филипа Трейси, похожая на участника парада в честь китайского Нового года.
представьте, если бы мы были сейчас как-то интересны Америке и темой вечера стала Россия, а все пришли бы в кокошниках, сарафанах и с клатчами в виде яиц Фаберже?
Была надежда на североамериканских дизайнеров китайского происхождения — Джейсона Ву, Александра Ванга, Веру Вонг, Филлипа Лима и Дерека Лэма. Но поразительным образом никто из них не сделал ни одного платья, где бы как-то ощущался Китай, если не считать гигантского халата, утыканного перьями, в котором Леди Гага появилась под руку с Александром Вангом. Он смотрелся как нечто вообще азиатское, похожее одновременно и на кимоно, и на плащ-палатку. Именно такое вот смешение китайского и некитайского в нечто мутно-азиатское и стало еще одной вполне прогнозируемой проблемой.
Джейсон Ву сделал для Риз Уизерспун вполне корректное, красивое, но скучное красное платье, в котором ничто даже отдаленно не напоминало о Китае.
И только Филлип Лим одел Лию Кебеде в очень изящный белый комплект из свободных брюк и платья-туники с американской проймой и высокой стойкой. В нем не было ничего специального, но стойка, сочетание брюк с туникой и даже абстрактный растительный орнамент вместе создавали ровно тот общий намек на Китай, которого было вполне достаточно.
Вообще же с задачей передать древнюю уникальную культуру в ее современном виде не справился никто, но лучше выступили те, кто обошелся все-таки без драконов. Например, очень рафинированный намек на азиатскую тему был в наряде Дайан Крюгер (haute couture Chanel, конечно) — льдисто-голубой топ с открытыми плечами и прозрачные расшитые легинсы. Платье Ralph Lauren из золотого ламе, в котором появилась Энн Хэтэуэй, тоже обошлось без «китайщины», но линия плеч с коротким рукавом, закрытый верх и свободный капюшон легкими отсылками напоминали о китайской теме у голливудских художников по костюмам 30-х годов.
Ровно такая же ситуация со звездами китайского происхождения: практически все они оделись подчеркнуто вестернизированно, и только Зий Жанг была в белом бальном кринолине от Каролины Эрреры, лиф которого выглядел как традиционное китайское платье ципао с красными маками на ключице.
Вообще ципао — самое очевидное, что можно было использовать в китайской теме, — осталось вне фокуса, появившись лишь слабыми намеками кое-где, например, в нарядах Риты Оры и Каролины Курковой — красных, разумеется.
Кто все-таки попробовал разобраться с китайскими образами и не проиграл? Джонатан Андерсон, сшивший платье для Хлои Севиньи: оно было, во-первых, не красным, а во-вторых, не без успеха обыгрывало исторический китайский костюм, хотя и немного в лоб и скорее в традициях стилизованной этники 70-х. Алекса Чанг в Erdem выглядела немного кукольно и опять же довольно винтажно, но это в принципе и есть ее стиль. Да и сочетание плотного атласа цвета фуксии с голубыми атласными же туфлями вполне напоминало о Китае. Собственно, этот же винтажный эффект использован в сиреневом халатике Алессандро Микеле, в котором появилась Джорджия Мэй Джаггер, — это типичный прием для его Gucci, но именно благодаря двусмысленному дезабилье Джорджия немного была похожа на героиню голливудского фильма про индокитайский бордель.
Эмили Блант в нежном фиалковом платье Prada с серо-стальным кейпом смотрелась отлично: закрытый под горло верх с разрезом на груди создавал совсем легкий китайский флер, и такая работа непрямыми средствами — именно то, что надо и что Миучча Прада умеет, когда захочет (притом что Керри Вашингтон, тоже в Prada, выглядела гигантской розовой зефириной).
квинтэссенцией вечера стала Рианна — единственная, кто обратился не к западному дизайнеру, а к китайскому кутюрье. получилось нечто ослепительно желтое, что даже не имеет смысла обсуждать в категориях моды, стиля и вкуса
Остальные удачные выходы — например, Дженнифер Коннелли в необычном и очень красивом двухслойном платье Louis Vuitton или Кери Рассел в готичном наряде из перьев бутылочного цвета Altuzarra — не имели вообще ничего общего с Китаем. И один из самых удачных образов этого Met Gala — кружевной наряд, сделанный Кристофером Кейном для FKA Twigs, — тоже. Его орнамент скорее был похож на модернистскую графику, но это был редкий пример действительно эксцентричного образа, без всякой нелепости и вульгарности, и девушка в нем выглядела абсолютно органично.
Вульгарность, впрочем, сосредоточилась совсем в другом месте. Интересно, что чувствовали Бейонсе, Ким Кардашьян и Дженнифер Лопез, когда смотрели друг на друга в зале? Вот уж где был зеркальный эффект: три девушки с формами в одинаковых обтягивающих эти формы прозрачных платьях со стразами и шлейфом. Насчет Джей Ло остроумно пошутила газета Telegraph, назвав ее наряд default skin-baring uniform. И действительно, кто помнит эту команду в чем-то необтягивающем и непрозрачном? А то, что платье Ким повторяло платье Би с Met Gala 2013, разве кого-нибудь удивляет?
Но квинтэссенцией вечера стала, конечно, Рианна — единственная, кто обратился не к западному дизайнеру, а к китайскому кутюрье Гу Пей. В результате получилось нечто ослепительно желтое, с огромным шлейфом, мехом и аппликацией, что даже не имеет смысла обсуждать в категориях моды, стиля и вкуса. Весь Интернет тут же заполнился шутками про омлет, и платье мгновенно стало мемом. Кроме этого очевидного эффекта, который Рианне, прямо скажем, удается почти всегда, ее наряд невольно воплотил все западные стереотипы о современных китайских потребителях люкса — «дорого, богато и вопиюще». Вряд ли этот ироничный постскриптум к попыткам заигрывать с Китаем и его культурой был в планах устроителей, но контекст иногда провоцирует собственные смыслы. И они оказываются важнее любых дресс-кодов.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7