Постимпрессионизм, плакатная графика и блуд: в чем новаторство Анри де Тулуз-Лотрека
Вчера был день рождения Анри де Тулуз-Лотрека — один из наиболее значимых художников постимпрессионизма родился 160 лет назад. Попросили Ирину Никифорову, ведущего научного сотрудника отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина, рассказать о жизни и творческом пути гения, жизнь которого оборвалась так рано (в 36 лет), но чье творческое наследие живо до сих пор.
Ирина Никифорова
ведущий научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина
Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа родился 24 ноября 1864 года в семейном имении на юге Франции. В возрасте тринадцати лет Анри, вставая с кресла, сломал шейку бедра правой ноги, а через год упал в канаву и получил перелом кости шейки бедра левой ноги. После этого случая ноги перестали расти и оставались длиной 70 см на протяжении всей жизни художника. Физический дефект лишил Тулуз-Лотрека возможности заниматься подобающими его социальному статусу занятиями. Тулуз-Лотрек говорил, что, если бы не травмы, с удовольствием стал бы хирургом или спортсменом. В его студии была поставлена машина для гребли, на которой он любил упражняться. Единственный вид спорта, который был под силу художнику, — это плавание. Однако, если бы не все перечисленные обстоятельства, мир бы не узнал одного из лучших представителей постимпрессионизма, чей вклад в искусство и коммерческий дизайн ощутим до сих пор.
Многие современники Тулуз-Лотрека были увлечены искусством Японии, бум японизма пришелся на 1850-е годы и захватил Европу не на одно десятилетие. Азиатские мотивы и восточная эстетика не только оказали существенное влияние на развитие стиля ар-нуво, они переродили саму философию европейского художественного творчества того времени, отношение к окружающему миру и подход к изображению модели. Свободная асимметрия композиций здесь подчинялась иным законам, отличающимся от классического искусства. Анри де Тулуз-Лотрек, как и большинство людей его круга, был очарован этой эстетикой в полной мере. Есть забавные свидетельства — на фотографиях, сделанных его приятелем в 1892 году, художник позирует в японском кимоно. В это же время Анри де Тулуз-Лотрек приобрел инструменты для японской каллиграфии — тушь, кисти, бумагу. Однако он, в отличие от многих современников, не был прямым подражателем, использующим лишь внешние элементы стиля. Коллекция японских гравюр и образцов каллиграфии скорее служила ему творческим импульсом, необходимым для обновления художественного языка и усиления выразительности. Вслед за японскими мастерами Анри прибегал к условной перспективе, моделировал пространственную структуру пятном и линией.
Едкие жанровые зарисовки Дега были еще одним источником, питавшим творчество Тулуз-Лотрека. Они служили откровением для молодого художника, уже в ранних своих работах отвергавшего «иллюзорную легковесность» импрессионистической живописи, лишенную необходимого ему драматического накала и психологизма. Огромным авторитетом пользовался у Тулуз-Лотрека признанный мастер афиши Жюль Шере. Несхожесть творческих устремлений не была помехой, художник с благодарностью принимал советы Шере и обращался к нему за консультациями при изготовлении своей первой рекламной композиции «Ла Гулю» в Moulin Rouge, а также отсылал готовые проекты старшему коллеге. Биограф Анри Перрюшо подтверждал огромное значение работы Тулуз-Лотрека, связанной с иллюстрированием рекламы: «Плакат раскрыл перед Лотреком неожиданные возможности. Вскоре художник понял, что обладает необходимыми плакатисту данными — чувством монументальности, декоративности, необходимой экспрессией стиля и острым, метким контуром. Лотрек был создан для плаката. Ведь во всех своих работах, которые становились все совершеннее, он стремился к наибольшей выразительности минимальными средствами. Плакат позволял Лотреку использовать уроки, извлеченные им из произведений японцев и Дега, но также отвечал его художественному кредо — писать как можно лаконичнее и непосредственнее, использовать в своих произведениях неожиданные композиционные приемы».
В полной мере Тулуз-Лотрек использовал приобретенные им опыт и навыки в рекламе концертного кафе Divan Japonais — это была афиша для ресторанчика с эстрадой, оформленного в модном «японском стиле». Художнику сделал заказ директор заведения Эдуар Фурнье в 1892 году, как раз в период увлечения художником японской каллиграфией. На первом плане изображены исполнительница бурлеска Джейн Авриль и Эдуар Дюжарден, драматург-символист, поэт и литературный критик. За абрисом контуров музыкальных инструментов на заднем плане — фигура певицы Иветт Гильбер. Но в центре композиции только Джейн Авриль, силуэт танцовщицы в узком черном платье и шляпе с плюмажем подобен каллиграфическому иероглифу, а черный цилиндр ее спутника, длинные перчатки Иветт Гильбер, застывшей на сцене, — только продолжение его начертания.
Тулуз-Лотрек создал самый динамичный и психологически яркий вариант стиля ар-нуво в плакате. Персонажами произведений часто становились представители артистической богемы Монмартрского холма — исполнители песен, танцовщицы и актрисы. Изображал он их беспощадно — гротескно и дерзко, обостряя и без того провокационную эксцентричность образов своих героев. Среди натурщиц художника особенно выделялась Иветт Гильбер. По многочисленным натурным наброскам, литографиям и живописным произведениям можно проследить всю историю взаимоотношений молодых людей. Ее не шокировало, что Тулуз-Лотрек никогда не льстил ей: певица любила эпатаж и сама потешалась над публикой.
Только в редких случаях персонажи художника лишены карикатурной остроты и запечатлены без тени иронии. Например, женский образ, известный нам по литографии Тулуз-Лотрека «Пассажирка каюты №54». Романтическую историю очередной влюбленности художника записал его приятель — Лотрек не посмел приблизиться и заговорить с красивой женщиной, но пропустил свою остановку, чтобы иметь возможность любоваться незнакомкой как можно дольше. Образ заворожившей его дамы художник использовал на рекламном плакате выставки в галерее «Салон ста».
Еще одна муза художника — Жанна Луиза Бодон, дочь парижской куртизанки, никогда не училась танцевальному мастерству. Однако в 1889 году в шестнадцать лет начала танцевальную карьеру в зале «Бал Бюлье» с выступлением-импровизацией на тему вальсов. Сценический псевдоним, звучащий на английский манер — Джейн Авриль, — придумал дебютантке Роберт Шерард, друг и биограф Оскара Уайльда. Популярность ее росла, и вскоре она выступала уже на многих танцевальных площадках Латинского квартала и Монмартра. Тогда же, в 1893 году, Тулуз-Лотрек нарисовал первую афишу для выступлений танцовщицы в концертном кафе «Жарден де Пари» на Елисейских полях. Чтобы соблюсти сходство, художник воспользовался фотографическим портретом Авриль, выполненном в ателье его приятеля Поля Сеско на площади Пигаль.
На данный момент работы Анре де Тулуз-Лотрека хранятся в лучших музеях мира, в том числе и в России — в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве и Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7