Заглянуть в студию Вики Газинской мы решили, узнав, что показ Vika Gazinskaya весна-лето 2013 пройдет не в Москве и платьев с воланами и принтами из облаков и дождевых капель нам не увидеть. "Ну уж нет", — подумали мы и направились в Колокольников переулок, где в одном из домов расположилась студия Вики. Первое, что видишь, зайдя сюда, — ретроспектива ее коллекций: длинные вешалки с платьями расставлены вдоль стен небольшой комнаты. Тут же — зеркало во весь рост, удобный диван, альбомы с эскизами, рисунки, булавки, раскрашенные в разные цвета "деревянные бриллианты" с толстовок из осенней коллекции, и вся вселенная, что носит название Vika Gazinskaya. Сама Вика заканчивает работу над новым творением, драпируя белую ткань и закалывая ее булавками. "Вика, принесли платья со съемок!" — кричит ее помощница из прихожей. И вот наконец Вика свободна и готова рассказывать о новой коллекции.
Вика, почему этой осенью вы решили не устраивать показа в Москве?
По нескольким причинам: уже не первый сезон я представляю свою коллекцию в шоуруме во время Paris Fashion Week, что является своевременным и профессиональным. Благодаря этому я получаю заказы со всего мира, а также вся русская и международная пресса может увидеть мою коллекцию вовремя. Показ же в Москве проходит через 3-4 недели и может являться всего лишь небольшим дополнительным PR-поводом, не более. Но подготовка к нему занимает очень много времени, нервов и сил, на что я не отважилась в этот раз. И уж если совсем честно, it doesn’t worth it! Плюс ко всему, этим летом закрылся московский фестиваль Cycles & Seasons, и мне достаточно легко было отказаться от "привычки" делать показ. Одним словом, я очень рада данному обстоятельству! Может быть, как-нибудь еще сделаю, но пока я работаю над заказами на сезон весна-лето 2013.
Давайте поговорим о коллекции. Вот в рецензии на Style.com написано, что вы рисовали облака во время путешествий — так все это и началось.
Я не то чтобы "рисовала облака во время путешествий". В уме — рисовала, да, всегда идеи кружатся и нужные — оседают. Вы, вероятно, помните мою предыдущую коллекцию с "карандашными штрихами"? Принты были выполнены в диджитал-формате, то есть напечатаны поверх ткани. Я решила, что в новом сезоне обрамлю свои "фирменные" штрихи в форму облаков, и пошла дальше диджитал-принтов — соткала рисунки со штрихами-облаками в жаккарде. У меня три вида этих принтов с облаками. Например, ярко-оранжевые я добавила, увидев работы современного китайского художника по имени Цай Гоцян (Cai Guo-Qiang), который делает яркие "взрывы".
Это случайно увиденные работы или вы специально искали их?
У меня есть папка на компьютере, "Вдохновение" называется. Я просто добавляю в нее все, что мне нравится. Потом начинаю с этим работать.
Скажите, вашу новую коллекцию еще не сравнивали с коллекцией Balenciaga этого года? Оборки, немного футуризма…
Крупные оборки и воланы — один из главных трендов сезона весна-лето 2013. И сделали их не только Николя Гескьер для Balenciaga и я, а множество хороших дизайнеров. Так что я просто "попала в тренд". Честно, я люблю работы самого Кристобаля Баленсиаги, у меня есть несколько книг-альбомов с его архивами, и я постоянно их перелистываю. Считаю, что никто так гениально не работал с объемом, словно "обволакивая" формой женщину, подчеркивая ее хрупкость и изящество. Кристобаль однозначно опережал коллег своей эпохи. При этом женщины в его одежде никогда не выглядели жертвами моды, напротив, были очень элегантны — эдакие "sophisticated women".
Как воланы получились у вас?
Ну как это… Не знаю! Так повернулось: сидишь, рисуешь, что-то начинает проглядывать. Просто рисуешь много вот таких вот эскизов. Видите, они вырезаны? Я их рисую миллион. Потом вырезаю то, что мне нравится, и наклеиваю в одно место то, что мне кажется прикольным. Шьется, соответственно, еще меньше. Видите, вот это я не успела сшить, к примеру, а то были бы еще такие. (Показывает эскизы в альбоме.)
Есть мнение, что женщина или будет одеваться модно, или выбирать то, что нравится ее мужчине.
Нет, я так не считаю. Не бывает этого "или-или". Видите ли, я всегда за расширение горизонтов. Уверена: даже самого зашоренного мужчину можно обучить, воспитать его вкус. Когда-то вообще были дикие люди, которые бегали за куском мяса, сейчас, как видите, мы этим не занимаемся, у нас много других вариантов. И если мы изначально ограничиваем себя тем, что делаем "или так, или так", значит, никогда за рамки не выйдем. Но исторически-то это получалось: мы никогда не умели писать, нас научили, и теперь мы можем по-разному слагать предложения — можем как Толстой, можем как Чехов, а можем как Бивис и Батхед, "бекать" и "мекать". Так же можно работать с одеждой, собственным телом, музыкой, искусством, со всем! На искусстве остановлюсь подробнее. Когда человек говорит: "Я ничего не понимаю в искусстве", значит, он просто этим не занимался: не изучал историю искусства, не погружался в ее истоки и не шел поступательно, пошагово ее развитию, изучая все ее формы. Чтобы хорошо разбираться в этом (или в любом другом ремесле), нужно потратить достаточное количество времени. Нужно изучать искусство от его возникновения — наскальных рисунков — до современных форм. Современное искусство зачастую сложно считывать, не зная истории, потому как именно на историю в нем делается много ссылок. Это реплики, цитаты, и ты должен быть достаточно подкован, чтобы понимать, о чем говорит художник. Современное искусство несет иные задачи, нежели прежние эпохи, которые укоренились или улеглись в сознании большинства и не воспринимаются в штыки. Я не говорю, что все искусство сегодняшнего дня прекрасно. Всегда, в любую эпоху, искусство было коммерческим — то есть продаваемым, "на потребу". Но есть и тот небольшой процент, который останется в истории. Чтобы отделить эти зерна от плевел, нужно быть погруженным. Вы же не возьметесь ставить медицинский диагноз, не имея образования, согласны?
Ну всегда же есть эмпирическая составляющая.
Да, но современное искусство сейчас не обязано апеллировать к чувствам. Вот вам пример — классика авангарда, "Черный квадрат" Малевича: то искусство, которым занимался Казимир, предлагало теории и формулы, а не вызывало чувства и эмоции. У него все очень четко объяснялось — в трактатах, которые он писал. То есть это искусство было концептуальным, предлагало некую мысль, которая стала революционной именно для того времени, начала XX века. Сейчас каждый дурак может нарисовать квадрат, я тоже могу нарисовать, но история-то не в том, что мы можем сделать это сегодня. История в том, что он перечеркнул все искусство вообще и поставил жирную точку. Чтобы понять важность всего этого, необходимо время. И если мы хотим, чтобы мужчины любили нас одинаково и в мини-юбке, в обтягивающем платье, и в большом объемном пальто Balenciaga, мы должны им вначале это показать. И да, это займет некоторое время. Возможно, это вызовет непонимание, но постепенно может и измениться. Слава богу, в Европе мужнины пообразованее... (Улыбается.)
А девушка, которая носит ваши платья, какая? Очевидно, прогрессивная?
Однозначно, она личность. И не только потому, что разбирается в моде и искусстве (это не так уж и обязательно, чтобы быть личностью). Я люблю каждую девушку, которая носит мои платья. Но если говорить о "женщине от Vika Gazinskaya", она уверенная, самостоятельная, самодостаточная и счастливая, а это очень важно. Эта женщина знает, чего хочет. И от платья, и от жизни, и от самой себя.
И ведущая за собой, наверное.
Вы знаете, умная женщина может быть и ведомой, если ей надо.
Да, вы правы. А как сложился ваш собственный образ? Вот если мы просматриваем ваши последние streetstyle-фотографии, это всегда кроссовки, это всегда…
(Перебивает.) Ну что вы, не всегда! Много шпилек было и остается! (Улыбается.)
И тем не менее сейчас вы передо мной сидите, на вас кроссовки вместе с юбкой из вашей зимней коллекции. Вы вот такая. Скажите, как этот образ у вас получился?
Ну, кроссовки — это, во-первых, удобно. Я очень много дел успеваю сделать. Шпильки — прекрасно, красиво, очень люблю лодочки. Но в какой-то момент ты хочешь сочетать несочетаемое, а это делать нужно очень правильно и интересно. Мне кажется, у меня это получается. Я люблю носить кроссовки с платьем — но не с простым прямым, а с нарочито девичьим и роскошным, например, с платьем, украшенным бантом, — и кепкой. Получается такой спорт-шик с романтичным уклоном, совсем на контрасте. Не могу сказать, что на каждого это можно надеть и это будет прекрасно выглядеть. Я даже кому-то этого не посоветую. Не стоит копировать кого-то "под кальку", ведь тебе это может быть просто не к лицу. Стоит изучить себя, пропорции своего тела, ведь у нас у всех свои минусы и плюсы. Мы же не вешаем каждое второе произведение искусства у себя дома? Для коллекционирования нужно определенное пространство. Но это вопрос финансов... Как я к этому пришла? Да просто путем поиска чего-то нового. Плюс удобство. Так сложилось, что это стало таким трендом. Круто, например, когда мужчина в классическом костюме может надеть графичные кроссовки Nike. Но опять же, я не вижу в этом депутата. Всему свое место.
Да, это подхватили многие блогеры, та же Сьюзи Баббл, например. Как вы, кстати, к феномену блогеров относитесь? Я помню, вы показывали снимки блогеров в платьях из летней коллекции.
Не могу не отметить, что именно благодаря блогерам я стала известной, в том числе и как дизайнер. Поначалу, когда я стала приезжать в Париж на показы, не было вообще никаких блогеров, никто о них не знал. Когда в первый раз на меня накинулись, стали фотографировать… Это развивалось параллельно с моими первыми поездками. Мы на этом выросли. Я, Мира, мы стали ездить, а тенденция развивалась. Сейчас она достигла какого-то невероятного масштаба. Но не берусь судить: я делаю свое дело, блогеры пусть тоже делают свое. Мне это было большущей помощью, подспорьем, я им очень признательна.
Скажите, а что вот делать человеку, который имеет какую-то профессию, но понимает, что ему интересна мода и он хочет сменить квалификацию? Но ему хочется не просто смотреть картинки и составлять образы, а жить и работать в этом. С чего ему начать?
С того, о чем вы сейчас сказали. Как, например, люди становятся врачами? Нужно почувствовать, что тебе хочется этим заниматься. Я помню, что, когда я открывала все эти книги по физике, химии, сразу начинала зевать, делала что угодно, лишь бы этим не заниматься. Когда тебе что-то очень нравится, ты готов часами смотреть, изучать. В чем минус некоторых блогеров и этого поверхностного журналистского толка? Люди не знают истории. Это, опять-таки, как в искусстве. Только в процессе смешения красок и нанесения их на холст понимаешь, как сложно было Матиссу получить нужные сочетания цветов. Даже дело не в красках, я не так выражаюсь. Просто ты начинаешь понимать масштаб работы, когда сам за нее берешься. Пробуешь разные материалы — карандаш, уголь, что-то еще. Каждый из них по-своему сложен для работы. У художников даже есть термин — "преодолеть материал". Когда рисуешь углем по скользкой бумаге, он у тебя осыпается, ты начинаешь растушевывать, есть разные техники работы. Так же с тканью. Думаешь: нарисовал, вот и сошью, как классно! Нет, ткань почему-то не ложится прямо, надувается, провисает, не дает объем. Если человек хочет в это погружаться, он должен: а) любить это дело; б) ходить на лекции по истории моды, костюма, искусству; в) искать и изучать лучшие книги (есть, например, театральные библиотеки с архивами старинных номеров Vogue, Bazaar), смотреть правильное кино; г) учиться у “учителей”, которых ты сам для себя определяешь. И не бояться начинать с азов!
Интервью: Катя Ухлинова
Фото: Сергей Аутраш
22.11.12, 12:25