Еще не вечер

Колонка Илектры Канестри на Buro 24/7

Lanvin и Alberta Ferretti

Не столь зависимый от перетасовок тенденций и трендов, десс-код, связанный с многочисленными вечеринками и празднованиями, сопутствующими приближению нового года, как и сама его встреча (речь конечно не о домашних посиделках, а каком-нибудь роскошном вечере в ресторане, отеле или ином публичном месте), тем не менее тоже не всегда оставался неизменным.

В 1940-х годах непременным атрибутом любого празднично-вечернего наряда зимнего периода являлась декорированная накидка или меховая горжетка. Итальянская тетушка моей мамы утверждала, что появиться на званом новогоднем вечере в длинном туалете равносильно нанесению оскорбления хозяйке (ведь последняя наверняка предпочтет коктейльное платье, в котором удобнее обходить помещения и отдавать распоряжения). Сама тетушка, как правило, для таких случаев предпочитала "маленькое черное платье", дополненное роскошными аксессуарами. В отличие от 1950-1960-х годов, о которых идет речь, в конце 1970-х и в 1980-е в вечерней моде тон задавали тренды, рожденные неистовой чувственностью диско. А посему девушкам и молодым женщинам появляться на празднике в черном платье считалось, мягко говоря, не совсем уместным. В этом могли усмотреть не только дурновкусие и плохое воспитание, но даже попытку какого-то намека с социальным подтекстом и бог знает что еще. Помимо женщин того возраста, о котором уже не следовало говорить, исключение полагалось только вдовам, дурнушкам или, в случаях, когда черный цвет платья компенсировался открытой спиной, высоким разрезом, еще какой-нибудь вызывающей деталью и раскрепощенным поведением. А если не считать недолгого периода с середины 1960-х до конца 1970-х, не могло быть и речи о том, чтобы надеть на вечеринку что-то с абстрактными принтами, никак не вязавшимися с самим пониманием сущности стиля, соответствующего празднику и веселому настроению. Кстати, при всем разительном различии в возможностях и информированности отечественных и зарубежных модниц, подобные правила, с теми или иными погрешностями, действовали и в СССР: глобальные эстетические тренды всегда были сильнее политических и географических границ.

Современный рождественско-новогодний дресс-код — дело иное. Выбор велик и нужно очень постараться, чтобы не подобрать среди всех возможных — и актуальных — вариантов тот, который отражает ваше настроение, соответствует вашему темпераменту и восприятию стиля. Например, струящаяся длинная юбка из шелка и металлизированной ткани и укороченный свитерок из мохера или кашемира, дополненный массивной дизайнерской бижутерией, — беспроигрышный вариант почти для всех видов праздничных мероприятий, ну, за исключением разве что совсем официальных. Майк Корс, вознесший традиционгный американский "easy chic" на недосягаемые высоты, из сезона в сезон культивирует этот образ, сочетающий роскошь, легкость, удобство и непринужденность.


Marchesa, Ralph Lauren и Donna Karan

Но если обратиться к более общепринятому пониманию одежды, предназаченной для вского рода праздников, вечеринок и торжеств, то вырисовываются любопытные закономерности. Свидетельствующие, кстати, о глобальных изменениях в посткризисной модной индустрии. А именно — базовые и более универсальные элементы гарбероба приближаются к предназначенным для вечерних выходов, а то и к эксклюзивным моделям из коллекций высокой моды, благодаря сложному декору, использованию заимствованных из традиционной couture техник шитья, усложненному крою и комбинированию различных тканей. Девиз "из офиса на вечеринку" и "с деловой встречи на званый ужин" стал основополагающим для многих фирм. И разве что только самые большие и богатые модные дома могут позволить себе полноценные вечерние туалеты. О них позже.

Именно на этой идее тотальной универсальности строятся даже целые модные империи — особенно недавно образовавшиеся. Например, обладающая недюжиной предпринимательской жилкой Виктория Бекхэм сделала основой своих коллекций хорошо скроенные, облегающие фигуру платья чуть ниже колена. Просто, спокойно, элегантно — зато сколько возможностей для комбинаций с различными аксессуарами. Роскошная сумочка, высокие каблуки — ну чем не вариант для вечернего выхода (кстати, в коллекцию этого сезона Виктория не включила ни одного длинного платья — и конечно, не из-за девичьей забывчивости). 

У Виктории уже появилось немало последователей. Хотя и ее собственный лейбл — порождение глобальных экономических процессов в сфере моды. На их фоне интересные метаморфозы произошли и с вышеупомянутым "маленьким черным платьем". Оно по-прежнему предоставляет возможность каждой женщине выглядеть хорошо одетой в любое время суток. Однако из чего-то нейтрального, невозмутимо элегантного, из выданного самой модой "официального" освобождения от необходимости гоняться за сезонными тенденциями оно окончательно трансформировалось в громкое стилевое заявление. Для дизайнеров оно уже давно стало плацдармом для демонстрации самых новаторских и актуальных направлений, а для модниц — возможностью показать хорошую осведомленность в актуальных дизайнерских опытах. Кстати, и "маленьким черным платьем" его все реже можно назвать, не рискнув покривить против истины, — определение это подходит, да и то не всегда, разве что только к его длине.

Versace, Balmain, Proenza Schouler, Valentino и Dolce & Gabbana

Актуальные же модели поражают сложным кроем, обилием и многообразием декоративных деталей, неожиданным выбором материалов. Тут вам и имитация кольчуги (Miu Miu), и сложнейшие инкрустации стразами и кристаллами (Lanvin), и сочетание всевозможных фактур, от тюля и кружев до ажура и сетки (Giambattista Valli), и выполненные при помощи компьютерных технологий сложные кружева и перфорации на ткани (Moschino Cheap & Chic). С легкой руки Альберты Феретти "маленькое черное платье" одновременно примерило тонкую кожу и сложнейший крой. Очевидно, что при выборе такого платья следует с аккуратностью подойти к подбору аксессуаров. Чем более сложный силуэт и чем больше деталей у платья, тем более сдержанными должны быть обувь, сумочка и тем более бижутерия. Зачастую такие модели вообще не требуют украшений, привлекая внимание только за счет собственных "достоинств".

Erdem, Michael Kors, Mary Katrantzou, Philosophy и Antonio Berardi 

Аналогичный творческий всплеск — необычные конструктивные решения, иновационные материалы и техники, оригинальные принты и цветовые решения — характеризует такой некогда консервативный элемент гардероба, как коктейльное платье. Все, что говорилось о его маленьком черном родственнике, применимо и к нему. Модели из металлизированных тканей, как и платья с баской, — безусловный тренд. А вариант с принтом — подобно моделям из коллекций Mary Katrantzou, Erdem и Peter Pilotto — подойдет тем, кто хочет продемонстрировать бескомпромиссность собственного вкуса (правда, лишь один раз — эти образы слишком запоминаются). Как и модели — от мини-платьев до ансамблей с юбками и длинных туалетов, отдающих дань барочной роскоши (вышивки в стиле гобеленов, имитация золотого шитья и таписри, инкрустированные стразами и кристалами оринаменты показали Balmain, Versace, Valentino, Versace). И не бойтесь переборщить — эффектная и роскошная коллекция Dolce & Gabbana стала примером того, что одеваться в барокко можно с ног до головы (расшитые цветами мини-платья сочетаются с сумочками и ботильонами с такой же вышивкой).

Stella McCartney, Emilio Pucci, Viktor & Rolf, Diane von Furstenberg и Vionnet

Образ на стыке женского и мужского может стать удачной альтернативой различным вариантам с платьем. И здесь есть своя классика — пиджак-смокинг, прямые брюки, ретроукладка, красная помада. Брючный комплект в пижамном стиле или слегка восточный, на базе шальвароподобных струящихся брюк, обладают к тому же определенной театральностью и напоминают о традициях маскарадов и костюмированных балов, которые возраждаются именно в период новогодних и рождественских праздников. Комбинезон из шелка или парчи — еще один самодостаточный элемент, если он, разумеется, прилагается к соответствующей фигуре и внешним данным.

Но если вы обладательница приглашений на мероприятия, помеченные как White Tie, Ultraformal или Black Tie, то без канонического платья в пол все-таки не обойтись. В первых случаях необходимы перчатки — или длинные рукава. Кстати, в отличие от предыдущих сезонов, когда преобладали strapless-туалеты и вечерние платья без рукавов, в традициях голивудского ретрошика, в нынешнем дизайнеры вновь обратили внимание на этот незаслуженно забытый элемент. Длинное платье с рукавами по определению обладает классом и аристократизмом. А столь распространенные в коллекциях этого сезона модели, вдохновленные викторанской модой, belle epoque и произведениями прерафаэлитов — отдельно отметим коллекции Gucci и L’Wren Scott, — покоряют своей декадентской хрупкостью и женственностью. С другой стороны, длинный туалет не помешает вам продемонстрировать фантазию и оригинальное видение стиля. Коллекции таких домов и дизайнеров, как Valentino, Antonio Berardi, Esteban Cortazar, Roksanda Ilincic, изобилуют предложениями, сочетающими величественность длинного туалета и новаторские и необычные стилевые решения. Кстати, именно Роксанда Илинчич со свойственным ей тонким юмором обратила в своей коллекции внимание на такое классическое сочетание, как длинное платье и меховая накидка или горжетка, представив платье из тонкой шерсти с нашитым широким меховым воротом-накидкой.

Matthew Williamson, Bottega Veneta, Hermes sac-bijou Nausicaa и Dolce & Gabbana

И последнее. Коллекции изобилуют клатчами и минудьерами из самых разных материалов и с самым изощренным декором. Но стоит обратить внимание на одну достаточно новую тенденцию — ювелирные сумочки. Например, Пьер Арди, креативный директор Hermès fine jewelry, возродил выполненную в эллинистической эстетике миниатюрную сумочку Nausicaa, впервые выпущенную французской фирмой в 1960-х годах (модель выполнена из розового золота и украшена бриллиантами). За ними уже начали погоню самые прогрессивные модницы. А почему не вы? Ведь еще не вечер.

Текст: Илектра Канестри 
Коллажи: Александра Ломакина

20.12.12, 14:00