В этом году модная индустрия обыграла саму себя — к концу года мы сбились со счета, сколько раз креативных директоров меняли на переправе. Подводим итоги, вспоминая долгожданные камбэки, неожиданные назначения и увольнения, — и пытаемся понять, что же значат глобально для фэшн-мира (если значат) эти математические уравнения.
ВИРЖИНИ ВИАР
МАТЬЕ БЛАЗИ
ВИРЖИНИ ВИАР
МАТЬЕ БЛАЗИ
В начале июня Vogue рапортовал: Виржини Виар покидает Chanel после 30 лет работы в команде и пяти лет на посту креативного директора. Признаться честно, индустрия выдохнула: коллекции Виар не радовали глаз (зато, к слову, отвечали финансовым амбициям французского дома). Вопрос, кто же заберет этот лакомый кусочек (читаем: займет место главного по коллекциям), повис в воздухе. В числе претендентов звучали Джон Гальяно и Эди Слиман, последняя коллекция которого для Celine была своего рода вступительным экзаменом в Chanel. В итоге чуть больше недели назад в бренд пригласили Матье Блази, уверенно чувствующего себя в Bottega Veneta. Vogue UK заключил (с ним сложно не согласиться): «Блази идеально подходит для этой роли: он уважаем в индустрии, подтвердил свой коммерческий успех, хорошо дает интервью, достаточно опытен, но при этом достаточно молод, чтобы делать ставку на приверженность будущему. Важно также, что Блази в первую очередь именно дизайнер». К своим обязанностям он приступит не сразу — дебют запланирован на вторую половину 2025-го. Поэтому январский и июльский кутюр, мартовская ready-to-wear-коллекция и круиз остаются пока за дизайн-командой Chanel.
ЛУИЗ ТРОТТЕР
За плечами Троттер — работа в Joseph и Lacoste, а еще четыре успешные коллекции для Carven, в которые она успела вдохнуть жизнь за чуть больше чем год работы (первую коллекцию она показала в сентябре 2023-го). Никто и подумать не мог, что Луиз покинет французский бренд — и перейдет в итальянский, сменив Матье Блази в Bottega Veneta. Безусловно, для Троттер такой шаг — возможность в полную мощь заявить о себе — в марке, за которой стоит такая махина, как Kering.
МАТЬЕ БЛАЗИ
ЛУИЗ ТРОТТЕР
МАТЬЕ БЛАЗИ
ЛУИЗ ТРОТТЕР
Когда Блази дебютировал в итальянском доме в качестве креативного директора в феврале 2022 года, он сразу сорвал овации и критиков, и модной общественности. За два года и 11 коллекций (включая pre-fall и resort) за ним закрепился статус мастера по коже — знакового для бренда материала. Он всячески интегрировал в свои коллекции искусство, кино и дизайн в широком смысле слова и заставил всех проникнуться самыми горячими чувствами к бахроме (ее он тоже вырезал из кожи). В настоящий момент сложно представить, как Блази раскроется в Chanel и насколько кардинально Троттер перепишет вверенный теперь ей бренд.
ДЖОН ГАЛЬЯНО
Не успел Гальяно отметить день рождения 28 ноября, как уже 11 декабря простился с Maison Margiela, где проработал десять лет. Этот период, на наш взгляд, был одним из самых красивых и успешных для марки (посмотрите на часть коллекций, которые создавал Гальяно). Основатель бренда имени себя, креативный директор Givenchy и Dior, после фееричной артизанальной коллекции для Maison Margiela в январе очистил профиль в запрещенной соцсети — в этот момент уже все говорили о его скором назначении в Dior или Chanel. Но, может, есть вероятность, что Джон захочет вернуться и в John Galliano?
КИМ ДЖОНС
В пятницу вечером (наше любимое время для кадровых перестановок), 14 октября, Ким Джонс попрощался с итальянским домом. На протяжении четырех лет он отвечал здесь за кутюрные и женские коллекции, которые, будем честными, последние несколько сезонов положительной реакции не получали. Пока самым очевидным претендентом на роль главного по коллекциям называют Пьерпаоло Пиччоли. Вместе с тем Джонс остается руководить мужским направлением Dior.
ГЛЕНН МАРТЕНС
В августе Гленн Мартенс сообщил, что оставляет Y/Project — бренд, у руля которого он провел 11 лет. Индустрия связывает такой поворот со смертью основателя и СЕО Жиля Элалуфа, хотя, разумеется, причин может быть масса. Кто будет отвечать за коллекции марки, вопрос открытый. Гленн же продолжит работать с Diesel. Подробнее о пути дизайнера в Y/Project можно прочитать в нашем материале.
ПИТЕР ДО
В мае 2023 года Питер До пришел в Helmut Lang, где на него делали большие ставки. Дебют, однако, воспринялся критиками весьма сдержанно, а последующие коллекции и вовсе не задержались в памяти. В ноябре 2024-го До покинул бренд, оставшись креативным директором собственного Peter Do.
ЭДИ СЛИМАН
МАЙКЛ РАЙДЕР
ЭДИ СЛИМАН
МАЙКЛ РАЙДЕР
Слиман, которому давно и упорно прочили место в Chanel, в первых числах октября попрощался с Celine. Во французском бренде человек-оркестр проработал с 2018 года — тогда он сменил на посту креативного директора Фиби Фило. Куда двинется Слиман дальше — загадка, но теперь Celine вверили Майклу Райдеру. Интересно, что американец возвращается почти что в отчий дом, — он работал в марке директором по дизайну в течение десяти лет, в том числе с Фило. С 2018-го по май текущего Райдер отвечал за коллекции в Polo Ralph Lauren.
ДРИС ВАН НОТЕН
ДЖУЛИАН КЛАУСНЕР
ДРИС ВАН НОТЕН
ДЖУЛИАН КЛАУСНЕР
Мартовскую новость об уходе Дриса Ван Нотена из собственного дома, как и полагается, восприняли как удар ниже пояса. Нотен действительно был одним из настоящих дизайнеров, которому мастерски удавалось создавать по-настоящему красивые и коммерчески успешные вещи. Он был (и остается) уникальным портным, дизайнером «с человеческим лицом» и тем, кто дарил нам сказочный мир, пропитанный безусловной любовью к моде. Его место в Dries Van Noten (спустя полгода) руководство группы Puig, которой бренд и принадлежит, любезно вручило в руки 33-летнему руководителю женского направления Джулиану Клауснеру. И, судя по его краткому профайлу, такое решение кажется лучшим. Насколько? Узнаем в марте, во время Парижской недели моды.
ФИЛИППО ГРАЦИОЛИ
АЛЬБЕРТО КАЛИРИ
ФИЛИППО ГРАЦИОЛИ
АЛЬБЕРТО КАЛИРИ
В октябре после весьма успешных шоу Филиппо Грациоли покинул Missoni. На его место назначили Альберто Калири, который в модной индустрии, как и в итальянском бренде, не новичок. Он трудится в марке с 1998 года: начинал с должности дизайнера тканей и правой руки самой Анжелы Миссони, в 2021-м непродолжительное время исполнял обязанности креативного директора, а спустя год стал главным в home-направлении. Пока Калири только нащупывает собственный вектор в бренде (выпустил одну pre-fall-коллекцию), но уже заявляет о желании основательнее подружиться с цветом из архивов.
ПЬЕРПАОЛО ПИЧЧОЛИ
АЛЕССАНДРО МИКЕЛЕ
ПЬЕРПАОЛО ПИЧЧОЛИ
АЛЕССАНДРО МИКЕЛЕ
В конце марта модную индустрию изрядно тряхнуло (и это после новостей о Дрисе): Пьерпаоло Пиччоли объявил о своем уходе из Valentino, где трудился на протяжении 25 лет. 16 из них — на посту креативного директора (восемь — с Марией Грацией Кьюри и еще восемь — в одиночку). Да, последние несколько лет, кажется, дизайнер был не в лучшей форме, но именно его показы становились виральными (вспомним шоу у Испанской лестницы) и именно с его подачи все мы хотели носить PP Pink (о других достижениях Пиччоли писали тут). На текущий момент, по слухам, Пьерпаоло ведет активные переговоры с Fendi — брендом, который так же, как и он, может похвастаться пропиской в Риме. Его же место занял бесспорный любимчик индустрии — Алессандро Микеле, которого мы рады видеть снова в рядах трудящихся. Безумный шляпник мира моды уже показал нулевую (и внушительную) коллекцию resort, дебютировал в расписании с ready-to-wear и на днях порадовал поклонников префоллом. Пример Микеле, безусловно, один из самых удачных в бесконечном потоке кадровых назначений, и об этом мы рассказали в деталях в нашем материале.
АЛЬБЕРТА ФЕРРЕТТИ
ЛОРЕНЦО СЕРАФИНИ
АЛЬБЕРТА ФЕРРЕТТИ
ЛОРЕНЦО СЕРАФИНИ
В середине октября Альберта Ферретти приняла решение покинуть пост креативного директора одноименной марки (при этом оставив за собой должность председателя Aeffe Group). Свое место она вверила Лоренцо Серафини, который с 2014 года отвечает за коллекции Philosophy by Lorenzo Serafini и который, со слов Ферретти, лучше всего знает, куда и как двигаться Alberta Ferretti.
САРА БЕРТОН
Весенне-летней коллекцией 2024-го в октябре 2023 года Сара Бертон подвела черту 26-летних (!) отношений с Alexander McQueen, куда она пришла в ассистенты к Маккуину. В сентябре этого года Бертон получила должность креативного директора в Givenchy, доме, который очевидно остро нуждается в качественном тейлоринге и возвращении в кутюрную Неделю моды. О принципах работы Сары через интервью с ней писали здесь.
ПИТЕР КОППИНГ
Вечно ожидающий подходящего креативного директора Lanvin, кажется, нашел своего человека (во всяком случае, нам хочется в это верить). В июне эту должность отдали британцу Питеру Коппингу, за плечами которого — позиции креативного директора в Oscar de la Renta и Nina Ricci. А еще последние три года (думается, этот факт стал определяющим) именно он занимался кутюром в Balenciaga.
АДРИАН АППИОЛАЗА
В начале года, после внезапной смерти Давиде Ренне, Moschino назвали имя нового креативного директора — им стал Адриан Аппиолаза (выпускник Central Saint Martins, в прошлом младший дизайнер в Alexander McQueen, Miu Miu, сотрудничал с Марком Джейкобсом в Louis Vuitton, работал в Chloé и Loewe). Аппиолаза, недолго думая, дебютировал спустя месяц в рамках Миланской недели моды, а на текущий момент успел показать уже четыре коллекции: две ready-to-wear и объединенные мужские и женские в resort и pre-fall. И, надо отметить, собрал хвалебные отзывы внушительной части индустрии. Держим кулачки!
ХАЙДЕР АККЕРМАН
Назначение из числа необычных, но хочется верить, что оно произошло в Tom Ford со знанием дела. После выхода самого Форда его место занял Питер Хокинг. Правая рука основателя (проработал в марке 25 лет) успел показать несколько вполне себе фордовских коллекций. Но в июле покинул свой пост, а уже в августе его занял Хайдер Аккерман, которого мы жаловали всегда, но в которого влюбились заново после его кутюрной коллекции для Jean Paul Gaultier. И, вероятно, не только мы и Готье отметили эту отличную работу. Коллекцию весна-лето 2025 Аккерман показал в формате лукбука, поэтому ждем более полноценное высказывание на тему уже в марте.
ДАВИД КОМА
Blumarine также оказывается в плеяде многострадальных домов, которым не везет с креативными директорами (или директорам с ними?). После успешного трехлетия Николо Броньяно бренд пытается нащупать новый вектор. В июле этого года после краткосрочного руководства Вальтера Кьяппони пост главного по коллекциям отдали Давиду Коме. В сентябрьском ревью к коллекции весна-лето коллеги из Vogue писали, что дизайнер будет дебютировать с pre-fall. Первую пробу пера мы так и не увидели.
МАРИО АРЕНА
Месяц назад Марио Арена заполучил должность в лондонском Joseph. Его первым шоу станет коллекция весна-лето 2026. Арена ранее занимал пост дизайн-директора прет-а-порте JW Anderson, а также позицию директора разработки венгерской Nanushka. В 2018–2019-м он руководил отделами инноваций прет-а-порте и линии аксессуаров Christopher Kane.
КЛЭР УЭЙТ КЕЛЛЕР
Спустя год курирования линии Uniqlo : C японский массмаркет пригласил Клэр Уэйт Келлер (ее мы хорошо знаем по креативному директорству в Chloé и Givenchy) на пост креативного директора всея марки, включая линию LifeWear. Для Келлер, думается, это назначение — способ выйти из тени и в очередной раз напомнить домам с громким именем о своем таланте и умении, в том числе, работать с высокой модой (именно Клэр возрождала кутюр в Givenchy).
ПОЛ ЭНДРЮ
Как и в случае с Келлер, Эндрю на какое-то время оказался в числе забытых дизайнеров, что совершенно напрасно. Он может похвастаться не только солидным опытом работы (Donna Karan, Calvin Klein, Narciso Rodriguez и Alexander McQueen) и запуском собственной коллекции женской обуви, но и множеством наград CFDA/Vogue Fashion Fund. В 2016 году именно Эндрю вверили дизайн женской обуви в Salvatore Ferragamo, год спустя повысили до креативного директора женской линии обуви, а следом — и всех категорий марки. К слову, дизайнер стал первым, получившим эту должность с тех пор, как сам Феррагамо возглавлял бренд.
ВЕРОНИКА ЛЕОНИ
Вероника Леони (в ее трудовой — работа с Жиль Сандер в Jil Sander и Фиби Файло в Celine) в мае получила должность креативного директора Calvin Klein Collection. Главная задача Леони — вернуть марку на Недели моды. Первую коллекцию дизайнер планировала показать осенью, но пока этого не случилось, поэтому ждем уверенной реанимации Calvin Klein (со времен Рафа Симонса). По словам коллег, именно видение Вероники, ее подход к классическому минимализму и внимание к пошиву одежды соответствуют кодам бренда, заложенным основателем дома в 90-х.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7