Дизайнер — о Париже 60-х, молодом поколении и любви к черному цвету
Веру Вонг можно назвать непревзойденным мастером свадебного платья. Практически у каждого, кто интересуется модой, при словах «платье невесты» возникает ассоциация с нарядом от Vera Wang. Однако за результатами работы дизайнера стоит ее богатая событиями и знакомствами жизнь, а также свои взгляды и философия. Вера Вонг рассказала Buro 24/7 о карьере в мире моды, знаменитых друзьях и, конечно же, видении идеального свадебного платья.
О мечтах
В детстве я мечтала стать фигуристкой. Вплоть до 18 лет я профессионально занималась фигурным катанием, участвовала в соревнованиях и возлагала большие надежды на свою спортивную карьеру. Мой мир рухнул, когда меня не взяли в американскую олимпийскую сборную. Но надо было двигаться дальше. Уже тогда я была увлечена модой. Я сообщила отцу о своем намерении пойти учиться на дизайнера, но в ответ получила строгое «иди лучше ищи работу». Тогда я устроилась в бутик Yves Saint Laurent на Мэдисон-авеню, где и познакомилась с Фрэнсис Патики Стейн (редактор американского Vogue. — Прим. редакции). Она сказала позвонить ей, когда я закончу учебу... Через 2 года я ей набрала, и — вы не поверите — она меня вспомнила и позвала на собеседование!
О Париже
В конце 60-х я переехала в Париж, чтобы изучать историю искусств в Сорбонне. Это было очень противоречивое время для Франции. Начинались студенческие протесты по всей стране, вылившиеся в массовые беспорядки и смену власти (майские события 1968 года. — Прим. редакции). Но все же в Париже было такое сумасшедшее ощущение свободы, перемен. Менялась мода, менялся кинематограф, менялся мир.
Я жила на раскладном диване у друзей своего бойфренда на авеню Фош и была абсолютно беззаботна и счастлива. Каждый день мы проживали отдельную маленькую жизнь.
Мы веселились в «Кастеле», у Реджины. Вечеринки Реджины вообще были самыми лучшими. Настоящая «Студия 54», там можно было встретить кого угодно, от Алена Делона до Сен-Лорана и Лулу де ла Фалез с их «свитой». Очень неплохо для 19-летней девчонки, только что окончившей колледж.
О французской моде
Я не скрываю, что французская мода оказала на меня огромное влияние как на дизайнера, особенно Ив Сен-Лоран. Он был молод, смел и безумно талантлив. Мода Парижа и до него была прекрасной, но слишком кутюрной, женственной, «правильной». Сен-Лоран перевернул представления о том, как должна выглядеть женщина. Даже в разных политических ситуациях он черпал вдохновение. Вспомните его камуфляжную коллекцию, созданную в разгар Вьетнамской войны. А прозрачные цыганские платья, вдохновленные поездками в Марракеш? Не говоря уже о женском смокинге и двубортном пиджаке. Для меня однозначно моду создали французы.
Об ордене Почетного легиона
Я всегда говорю, что мне посчастливилось прожить несколько жизней в моде. Но чего я никак не могла ожидать, так это того, что в одной из них я стану кавалером ордена Почетного легиона. Получить такую награду из рук самого Жерара Аро (посол Франции в США. — Прим. редакции) и встать в один ряд с Альбером Эльбазом и Аньес Б. — такого я не представляла даже в своих самых смелых мечтах. Когда я спросила Жерара: «Почему я?», он ответил, что знает меня и мою безграничную любовь к этой стране и знает, как Франция повлияла не только на мою карьеру, но и на всю жизнь. У меня до сих пор не хватает слов, чтобы выразить все счастье и гордость, которые меня переполняют.
Вера Вонг и Жерар Аро на вручении ордена кавалера Почетного легиона
О работе с лучшими
После года стажировки в американском Vogue я стала редактором моды. Лучшие визажисты, парикмахеры, фотографы, самые роскошные и влиятельные селебрити и модели — стоит ли упоминать, что в те времена американскому Vogue абсолютно все было доступно. Когда я об этом сейчас вспоминаю, мне иногда даже самой не верится. Но я не могла расстаться с мечтой стать дизайнером. И спустя 15 лет карьеры в Vogue я перешла в Ralph Lauren на пост главного дизайнера аксессуаров. И все началось по новой. В редакции Vogue у нас был крошечный коллектив — от силы четыре человека. А тут огромная инфраструктура, миллионные бюджеты. Можно месяцами работать друг с другом и не знать, кто как выглядит. Можете представить, что это такое — изо дня в день быть окруженной людьми такого калибра? Поэтому когда меня спрашивают, в чем секрет успешной карьеры, я всегда отвечаю: в восхищении людьми, с которыми работаешь.
О том, как начинать все с начала
Было ли сложно после 17 лет работы в Vogue запускать свое собственное дело, начинать все с нуля в 40? Я совру, если скажу, что нет. Ведь все двери, которые открыты перед вами при статусной работе, захлопываются, когда вы начинаете работать «сами по себе». Я чувствовала себя выпускницей-дебютанткой и любила шутить в интервью, что я не молодой дизайнер, а старый новый дизайнер (смеется).
Вера Вонг с моделями, 2000 г.
О платьях-меренгах
Когда я решила заняться собственным свадебным бизнесом, я вообще ничего не боялась. Не потому, что я очень смелая и отважная, а просто потому, что я ничего о нем не знала. Тогда свадебным миром правили платья-меренги и бесконечные фаты. А я не хотела играть по этим правилам. Поэтому мы решили позиционировать себя в первую очередь как модный бренд, а потом уже как свадебный. И у нас получилось. Позже у нас появилась линия прет-а-порте, в которой я чувствую себя свободнее и могу больше раскрыть свое видение женщины.
О собственном свадебном платье
Я никогда не думала о свадьбе. Ральф Лорен, любя, называл меня «фешен-монашкой», а Кельвин Кляйн рассмеялся мне в лицо, когда узнал о моем проекте. Дизайн своего платья я сама нарисовала и отдала в пошив. До недавних пор я даже не знала, где оно, пока моя помощница случайно не нашла его в наших нью-йоркских офисах. Почему я не попросила Ральфа? Все просто: Ральф очень боялся, что мне не понравится платье, а я, в свою очередь, боялась его обидеть отказом. Вот и решили не портить дружбу таким пустяком (смеется).
О цветах и фактурах
Я не люблю яркие цвета. Наверное, вам это покажется странным и нелогичным, но моим любимым цветом в работе является отнюдь не белый, а черный. В нем есть некая зрелость. Черный цвет абстрактен, в нем можно легко увидеть истинную форму, архитектуру одежды. Цвета, декоративные элементы — все это отвлекает. Для меня мода делится на две части — архитектурная и декоративная. Некоторые дизайнеры являются потрясающими декораторами. Мне же, наверное, ближе архитектура, чистота линий.
Vera Wang осень-2016, осень-2015
Об особенностях свадебного бизнеса
Здесь всегда важную роль играет культурное наследие страны и ее традиции. Условно говоря, в каждой стране и даже регионе свой спрос и предложение. Например, русские невесты будут отличаться от невест в Китае или Америке. Есть невесты, которые хотят выглядеть молодыми и сексуальными. Другие хотят показать достаток и социальный статус — в таких случаях мы «отрываемся» по полной. Хотите кутюр? Будет вам настоящий кутюр. Но я дорожу нашей репутацией, поэтому всегда по максимуму стараюсь делать платье актуальным и изящным.
О свободе
Я не могу делать все, что хочу, потому что должна защищать свой бизнес и бренд. Это абсолютно нормально, когда ты несешь ответственность не только за себя, но и за людей, которые на тебя работают. Свобода пока остается у молодых дизайнеров, но ее все меньше и меньше. Все потому, что мы недостаточно ее поощряем. Я лично очень за это переживаю, потому что, если все будет ориентировано исключительно на массовость и коммерческую выгоду, что же тогда останется от моды? Молодое поколение является самым образованным за всю историю человечества, через него ежеминутно проходит огромный поток информации. Когда все развивается так быстро, откат, к сожалению, неминуем. История циклична, и это касается всего — моды, политики, искусства.