Тим Бланкс, Карла Отто и Годфри Дини
В перерывах между показами кутюрной недели наш корреспондент встретился с тремя модными инсайдерами и за чашкой кофе расспросил их о том, что происходит с миром haute couture сейчас, по-прежнему ли он приносит деньги и какие показы они не забудут никогда
Тим Бланкс, журналист
Что вы думаете об изменении традиционного формата модных показов?
Несомненно, все эти супершоу вроде тех, на которых мне довелось побывать в течение последних нескольких месяцев, меняют ход дел, к которому мы привыкли. Вспомните только показы Burberry в Лос-Анджелесе, Dior в Каннах, Louis Vuitton в Палм-Спрингсе, Chanel в Сеуле, Armani в Милане. Очень интересно и то, что эти мероприятия при всей их масштабности по-прежнему остались и эксклюзивными. Мир меняется: богатые становятся еще богаче, вокруг так много всего, вещи становятся все более доступными, планета перенаселена, на нас каждый день сваливаются огромные массивы визуальной информации... Мода — просто портрет времени, в котором мы живем. Люди всегда жаждут новых громких событий и поводов для разговоров.
Кутюрные коллекции приносят деньги? Или это только пиар?
Не думаю, что инвесторы, стоящие за всеми большими брендами, позволили бы себе тратить огромные деньги на безумные и дорогие шоу, если бы это не было финансово выгодно. Это должно окупаться — возможно, за счет продаж сумок и продуктов из косметических линий.
После всех лет, которые вы отдали моде, удается ли чему-то в индустрии вас по-прежнему удивлять?
Меня по-прежнему будоражит то, что мода постоянно меняется, ничто не остается прежним — это очень динамичный мир, и ему всегда найдется чем тебя удивить. Сейчас мне, например, кажется, что то, что Раф Симонс делает для Dior, по-настоящему захватывающе. Работы Миуччи Прады прекрасны. Самое интересное для меня — лично общаться со всеми дизайнерами и пытаться понять, почему они делают то, что делают.
Какой момент минувшей кутюрной недели понравился больше всего?
Этого показа не было в официальном расписании, но шоу Dolce & Gabbana Alta Moda в Портофино было невероятным. На Chanel тоже было весело: я даже сыграл в блек-джек с дочерью Чарли Чаплина. И взял у нее интервью.
Как клиентки, покупающие кутюр, отличаются от других покупательниц?
За последние годы все сильно изменилось: подросло новое, молодое поколение клиенток кутюра, готовых смешивать его с prêt-à-porter. Изменился и подход самих кутюрье. Раф Симонс в Dior предлагает носить пышные диоровские юбки с простыми футболками, а Chanel делает кроссовки частью своих показов haute couture.
В чем основная разница между неделями haute couture и prêt-à-porter?
В расписании кутюрной недели не так много показов, поэтому все гораздо спокойнее. У вас больше времени, что очень удачно — потому что действительно стоящих мероприятий вне подиума, которые я бы хотел посетить, во время показов haute couture намного больше.
Какой кутюрный показ вы будете помнить всю жизнь?
Определенно, показ Christian Dior, весна 1998, в Opera Garnier. Эта коллекция была вдохновлена духом маркизы Казати и русских балетов, а шоу было самым совершенным из всех, что мне приходилось видеть за всю свою карьеру.
Были ли у вас когда-нибудь неприятности из-за отрицательного отзыва о коллекции?
Все дизайнеры и руководители модных домов знают, что это моя работа. И все, что я делаю, — это описываю все происходящее, чтобы читатели могли почувствовать, что и сами там побывали и видели это своими глазами. Я никогда не фокусирую внимание исключительно на одежде, в первую очередь описывая декорации, музыку, атмосферу в зале. Это моя работа, ничего личного — и благодаря этому мне никогда не приходится чувствовать себя так, словно я бью кого-то в спину.
Карла Отто, основатель пиар-агентства Karla Otto
Какой момент минувшей кутюрной недели вам понравился больше всего?
Кутюрное шоу Valentino в Риме. Это было действительно событие.
В чем основная разница между неделями haute couture и prêt-à-porter?
Неделя haute couture намного короче, в ее расписании гораздо меньше и показов, и мероприятий. Думаю, что главное ее отличие от RTW в том, что она фокусируется на клиентах и мероприятия, которые устраивают дизайнеры, более закрытые. А prêt-à-porter — это очень долгое путешествие по всем модным столицам. И происходит все это в первую очередь ради прессы, а не клиентов.
Кутюрные коллекции приносят деньги? Или это только пиар?
Я уверена в том, что кутюр прибылен для тех домов, которые продолжают на самом деле заниматься обслуживанием клиентов в своих кутюрных ателье. Если они этим по-прежнему занимаются, деньги это приносит.
Какой кутюрный показ вы будете помнить всю жизнь?
Как я уже говорила, это шоу Valentino этого сезона — возможно, оно и спустя годы будет казаться одним из самых ярких модных событий этих лет. И, конечно, показы, которые устраивал Джон Гальяно для Dior, — их будут помнить всегда.
То, как гости одеваются на кутюрные показы, отличается от того, как одеваются на шоу ready-to-wear?
Разумеется. Дресс-код, если это можно так назвать, во время недель мод на кутюре более требовательный, и люди не боятся идти в атаку.
Годфри Дини, журналист
Подход модных домов к шоу заметно изменился: это уже не просто подиумные показы, а настоящие светские мероприятия и театральные представления. Вам не кажется, что это отвлекает внимание от самой одежды?
Нет, они только помогают одежде быть увиденной, обратить на себя внимание, превращая обычный показ в мероприятие. Например, шоу Dior в саду музея Родена, в специально выстроенной конструкции в духе Burning Man, было гениальным. Эта постройка напоминала готический собор, если бы в том не было ни одного чистого стекла — только плексигласовые блоки, раскрашенные в стиле пуантилистов.
Модные дома тратят на постановку своих шоу примерно столько же, сколько люксовые автомобильные марки или технологические компании на свои стенды на трейд-шоу. При этом модным домам удается создать картинку в десять раз более эффектную. И мы должны радоваться этому, а не критиковать.
Не задирают ли большие бренды планку слишком высоко? Для других домов, не таких крупных, и журналистов, пишущих о шоу?
Эту планку всегда задирали высоко — по крайней мере последние 25 лет. И это отлично. С того момента когда Джанни Версаче в конце 80-х прибыл в парижский мир haute couture со своими шоу на крыше «Ритца», началась эра модных спецэффектов. И вряд ли этому в ближайшее время придет конец. Мода всегда была визуальным аттракционом, театром — и для женщин, и для мужчин. Знаете, каким был первый мужской показ? Это было шоу Пьера Кардена в начале 60-х. И прошло оно в конференц-зале Сорбонны.
Какой момент этой кутюрной недели вам понравился больше всего?
Шоу Dolce & Gabbana в Портофино — Данте встречает Шекспира, «Сон в летнюю ночь» в Лигурии — было единственным в своем роде и незабываемым. Яблоки и арбузы росли прямо на деревьях; ангелы с черными перьями раскачивались, сидя на полумесяцах, подвешенных под кронами сосен; гости сидели на скамейках, увитых плющом, а возвестила о начале показа запущенная ракета.
Чем клиентки, покупающие кутюр, отличаются от других покупательниц?
Как правило, клиентки кутюра — это ваш оживший кошмар! Их непоколебимая решимость получить в точности то, что они хотят, немного пугает. А женщины, покупающие RTW, просто хотят хорошо выглядеть — и это желание делает их намного более... нормальными.
Кутюрные коллекции приносят деньги? Или это только пиар?
Большинство кутюрных домов действительно скорее теряют на кутюре деньги. Но внимание медиа, объемы журнальных публикаций и интернет-трафика, которые дают кутюрные шоу, окупают эти потери во много-много раз.
Какой кутюрный показ вы будете помнить всю свою жизнь?
Трудно выделить только один, но, пожалуй, это будет шоу Christian Dior в Jardin des Bagatelles, которое прошло уже больше десяти лет назад. Тогда Гальяно показал модных ангелов и див, плывущих по прекрасному цветущему саду и лежащих вокруг на огромных кроватях. А Джереми Хили специально для этого шоу смиксовал транс-музыку со звуками индийского ситара. И это было невероятно элегантно и совершенно безумно.
То, как гости одеваются на кутюрные показы, отличается от того, как одеваются на шоу ready-to-wear?
Да, они добавляют элемент, дающий ощущение too much, практически вульгарной степени богатства. И это становится той самой перчинкой, которая нужна любому блюду. Публика недель haute couture — самая стильная публика в мире.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7