"Няш-няш", нормкор и другие тренды Страны восходящего солнца
Почти месяц дизайнер тренд-бюро Trendsquire Анна Бутусова колесила по Японии, чтобы как следует изучить местные привычки одеваться. О том, почему в Осаке модники выделяются больше, чем в Токио, и какую роль играют для японцев носки с полотенцами, читайте в ее путевом дневнике
С яркой, эпатажной Японией я была знакома по журналу Fruits. Еще лет 10 назад его зачитывали до дыр и передавали из рук в руки. Наконец я увидела эту страну собственными глазами и погрузилась в пестрый водоворот токийских районов Шибуя и Харадзюку. Здесь кипит своя особая жизнь: люди с одинаковым успехом ходят на шопинг, красуются и молятся.
Рядом с храмом, бывшим императорским дворцом, где проводятся традиционные свадьбы и люди чинно ходят гуськом, собираются фрики. Все пространство вокруг заставлено небоскребами с тысячами модных магазинов. В Японии всего много, и все гипертрофировано, все нарочито.
Если кеды, то огромные и агрессивные. Пестрота и смешение стилей. Модные мальчики часто комбинируют шорты по колено с легинсами. Не только в спортзале, где это можно оправдать функциональностью, но и просто для красоты. Магазины, похожие на ночные рынки Гоа, продают странные вещи в единственных экземплярах — например, какую-нибудь недорогую кожаную дрань.
Японскую уличную моду часто называют футуристичной, сумасшедшей и странной. Однако в Токио анимешные, косплейные персонажи теряются в жужжащей толпе. Зато в Осаке, в модном квартале Америкамура ("Американская деревня"), народу меньше, и каждого яркого человека воспринимаешь как подарок. С каким удовольствием девушки надевают футболки и джемперы размера XL в качестве платьев. Или носят ультракороткие вещи без парных брюк или юбок. У японок вообще отсутствуют присущие европейцам комплексы. Если из-под мини-юбки или свитера сверкают трусы, то это называется "няш-няш", то есть "мяу-мяу" по-японски. Котиков любят даже солидные мужчины. Сама лично таких видела в токийском метро — в костюмах, с дорогими телефонами, на которых болтаются плюшевые бело-розовые hello kitty. Иногда мультяшное в Японии превращается в страшное, как, например, витрина, украшенная человекокроликами с жутковатыми головами, — витрина на самом деле приглашает прохожих купить нежные девичьи платья.
Если из-под мини-юбки или свитера сверкают трусы, то это называется "няш-няш", то есть "мяу-мяу" по-японски
В целом японцы одеваются гораздо отвязнее нас. Они могут выйти на улицу в вещах, которые мы считаем домашними, карнавальными или просто не подходящими случаю. Например, здесь очень популярны многослойные тюлевые юбочки средней длины или короткие в сочетании с чем угодно. В токийском Uniqlo, занимающем 11 этажей, помимо привычного термобелья и однотонного basic, висит одежда, похожая на домашнюю. Но таковой она не является: японец в этом может выйти на улицу.
Японские школьницы, впрочем, совсем не похожи на героинь аниме. Длинные юбки, рубашки или тельняшки, белый верх, темный низ — чистый нормкор. Особенно меня тронула их любовь к носкам — это в своем роде фетиш. Яркие, полностью прозрачные, с разноцветным "браслетом" наверху. Даже если на тебе колготки, это не повод отказаться от носков. Причем носят их не только школьницы, но и старшее поколение: можно запросто встретить романтичную старушку, всю в розово-лиловом с рюшечками или в традиционном кимоно, обязательно в трогательных носочках, сшитых из неэластичной, нетянущейся ткани. Часто носки фиксируют специальным клеем, чтобы не морщились.
В Токио анимешные, косплейные персонажи теряются в жужжащей толпе. Зато в Осаке, в модном квартале Америкамура, народу меньше, и каждого яркого человека воспринимаешь как подарок
В Японии очень популярны girls and boys bands. Заходишь в магазин и видишь под плакатом с толпой девочек кучу дисков и всякой атрибутики: куклы, футболки с фотографиями, палочки, похожие на фаллоимитаторы. Оказывается, на концертах ими размахивают точно так же, как и мы айфонами. Участники этих ансамблей похожи друга на друга как сиамские близнецы, разлученные в детстве. На мой взгляд, это и есть отражение стремления к некой похожести, единообразию, а с другой стороны, отображение изобилия. Когда всего и много.
Японские девушки любят заимствовать предметы одежды из мужского гардероба. Идет барышня в юбке, в качестве верха — мужская рубашка, за плечами — тяжеленный громоздкий рюкзак. На груди может быть вышито распятие — в Японии распространен буддизм, и к христианской атрибутике здесь относятся довольно легкомысленно: могут запросто установить статую Девы Марии в углу магазина спортивной одежды, а Иисуса — в качестве подставки для бижутерии — для атмосферы.
По части причудливости нарядов японцы впереди планеты всей. Носить оправу без стекол или линз? Почему бы и нет — здесь это в порядке вещей. Нахлобучить на голову нелепую шляпу и панаму? Пройдет на ура. Или вот идет красавица, похожая на принцессу, а лицо закрыто антивирусной маской. Но макияж безупречен. В общественных туалетах есть отдельные комнаты для макияжа, где сидят девушки и наводят марафет. Красятся слоями, сочно и мощно. В торговых центрах распространены фотобудки. Барышни зависают там целыми днями, снимаясь в разных стилях и образах. К слову, мнение о том, что у японок маленькие глаза, совершенное ошибочное. Глаза у них вовсе не маленькие, просто веко плоское.
к христианской атрибутике здесь относятся легкомысленно: Могут запросто установить статую Девы Марии в углу магазина спортивной одежды, а Иисуса — в качестве подставки для бижутерии — для атмосферы
Изобретательность в вопросах гардероба проявляет не только модная молодежь, но и общая масса японцев. Люди подвержены влиянию международных трендов, носят те же шапки-бини, клетку а-ля носовой платок, но зачастую подают знакомые вещи в совершенно непривычном свете, задействуя их в многослойных комбинациях. Взрослый человек запросто может одеться как ребенок. Я видела 50-летнюю женщину в длинной футболке, джинсовой рубашке поверх, свитере, широких шортах по колено, носках и ботинках, стоптанных донельзя. Интересно, что японцы любят носить обувь на размер больше.
А еще они любят чиносы, которые, как положено, старательно подворачивают. Графичные узоры тоже популярны, в особенности полоска — толстая и тонкая, вертикальная и горизонтальная. Полоску часто сочетают с горошком.
Японцы все время пользуются маленькими полотенцами: с ребенком, в поезде — везде. Эти полотенца продаются во всех магазинах как аксессуары, а большие бренды выпускают их целыми линейками. И если, скажем, в России в бутике Paul Smith полотенца не представлены, то в японской версии магазина вы их, безусловно, найдете.
И напоследок. Японцы — крайне тактичные люди. Как бы дико вы ни выглядели, косо на вас никто никогда не посмотрит. Слышала, что в некоторых японских банях могут отказать в праве на визит обладателям татуировок — последние в сознании людей ассоциируются с Якудзой. По этой причине я была уверена, что на мои красочные ноги здесь будут смотреть с опаской и осуждением. Опасения были напрасными: никто на меня ни разу не оглянулся.
Фотографии и коллажи: Анна Бутусова и Алексей Никишин (команда тренд-бюро Trendsquire.Russia)
Другие истории
Подборка Buro 24/7