Имран Амед, основатель BoF: "Если сидеть на месте, вы однозначно проиграете"

"Нам необходимо вновь стать новаторами"

За 8 лет существования портал Business of Fashion стал самым авторитетным изданием о модной индустрии. Мы поговорили с его основателем Имраном Амедом о том, как из небольшого блога превратить проект в международное издание, о завоевании доверия и о том, что современной моде не хватает решительности

Мы встретились с Имраном Амедом, основателем и CEO Business of Fashion, как раз в тот момент, когда он представил свое очередное детище — новый интернет-портал BoF Voices. Платформа обещает стать таким же кладезем информации для фэшн-индустрии, каким стал в свое время сам сайт Business of Fashion. Оглядываясь на 8 лет назад, Имран Амед вспоминает, как начинал карьеру, завоевывал доверие и не боялся рисковать, а также делится своим видением развития индустрии моды.

Ключевой принцип вашей работы — умелое сочетание творческого и аналитического начал, дисциплины и изобретательности. Насколько тяжело сохранять этот баланс?
Вы знаете, это не требует от меня особых усилий. С раннего детства мне нравилось творить, я любил участвовать в представлениях, у меня всегда было хорошо развито чувство прекрасного. Но мне были близки и цифры. Вы знаете, я самый настоящий везунчик: в течение одного дня мне приходится работать над самыми разными задачами. От анализа бизнес-процессов я могу перейти к обсуждению с командой нашей новой обложки или к знакомству с коллекцией молодого дизайнера — и все это делает меня безумно счастливым. В нашей команде все такие — перекосы в ту или иную сторону, конечно, бывают, но я ценю гармоничное сочетание двух направлений и именно по этому принципу нанимаю людей. 

Сейчас сложно поверить в то, что проект Business of Fashion начинался как небольшой блог со скромной аудиторией... Как вы думаете, за прошедшие годы потребности читателей сильно изменились или остались теми же, что и восемь лет назад?
Когда я только начал заниматься этим проектом, я не искал незанятые ниши на рынке, не проводил маркетинговые исследования, не собирал фокус-группы, потому что делал портал, что называется, для души. Тогда мне было просто интересно найти точки соприкосновения моды, бизнеса и особенно технологий. Как оказалось, другим людям тоже — аудитория сайта стала расти. Тогда я этого не знал, но сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что потребность в чем-то подобном BoF была: я это вижу по отклику читателей. Иногда мне говорят: «И как мы раньше жили без BoF?» Для нашей команды это лучшее подтверждение того, что мы вносим свою лепту в существование всей индустрии.

Но со временем миссия нашего портала изменилась. Мы уже смогли найти и заполнить информационный вакуум в сфере аналитики, а теперь собираемся превратить BoF из площадки информационной в дискуссионную: люди больше не хотят быть только читателями, для них важно стать активными участниками процесса. Поэтому недавно мы запустили BoF Voices — портал для обсуждения важнейших проблем мировой модной индустрии. 

Мир моды — очень закрытое сообщество. Как BoF удалось стать одним из самых надежных и уважаемых ресурсов? Насколько тяжело было завоевать доверие инсайдеров?
Действительно, попасть сюда очень непросто. Тем более, я был полным профаном в этой отрасли, простым наблюдателем. Только потом появилось несколько друзей, которые тайком провели меня на модные показы, и я стал немного понимать, как вращаются шестеренки в огромном механизме моды.

Достичь нынешнего уровня доверия было нелегко, уж точно это произошло не за один день. Когда знакомишься с человеком, он не становится автоматически твоим другом, для этого нужно время — и здесь точно так же. Хотя восемь лет не кажутся долгим сроком, за эти годы мы проделали огромный путь. Что нам действительно очень помогло, так это то, что наши друзья рекомендовали BoF своим друзьям, а те — своим. Социальные сети не просто подхватили поток рекомендаций, они вывели их на абсолютно новый уровень. Но я всегда помню, что потерять доверие гораздо проще, чем его завоевать: нужно всего лишь перестать соответствовать ожиданиям людей. И мы каждый день прилагаем все наши усилия, чтобы этого не произошло. 

«Достичь нынешнего уровня доверия было нелегко, уж точно это произошло не за один день. Когда знакомишься с человеком, он не становится автоматически твоим другом, для этого нужно время — и здесь точно так же»

Теперь у вас есть еще и печатное издание, выходящее дважды в год. Когда люди получают информацию в большинстве случаев из Интернета, чем может привлечь аудиторию бумажный проект?
Много лет меня спрашивали, хочу ли я создать когда-нибудь печатный журнал, и я не знал, что ответить, хотя никогда и не исключал такой возможности. Мне всегда казалось, что это должно быть жутко интересно и надо обязательно попробовать, главное — дождаться подходящего момента. Когда мы создавали BoF 500, этот момент как раз настал. Мы уговорили Тома Форда сняться на обложку первого номера, при этом никто не подозревал, что мы готовим тираж, и его выход стал для всех настоящим сюрпризом. Оказалось, печатное издание — это отличный способ продвигать онлайн-ресурс — каждый новый печатный номер был предвестником чего-то большего. 

Расскажите про BoF China. Как вы развивали контент для этого издания, насколько важен был язык и национальный аспект?
С самого начала BoF создан для мировой аудитории без границ. Я знал это наверняка еще в августе 2007-го, когда мне написал кто-то из Кореи, попросив дать комментарий к статье для корейского Vogue. Понимаете, каким-то непостижимым образом, несмотря на глобализацию и вовлечение людей из разных частей света, модная индустрия остается очень разрозненной. Особенно это касается разделения вновь появляющихся рынков: Китая и Индии, Бразилии и России, традиционных западноевропейского и североамериканского рынков. Китайская индустрия моды — это 300 млрд долларов, а у Бразилии есть собственная модная экосистема, и то же самое в Индии. 

С BoF China, являющейся нашей второй версией на иностранном языке (поскольку у нас уже есть французская версия в партнерстве с газетой Le Monde), мы очень осторожно шли к поставленной цели. Сперва необходимо было почувствовать, чего же хочет аудитория. Разумеется, китайскому читателю интересны общемировые тенденции, события и бизнес-лидеры, но ему также интересно узнавать что-то новое и подискутировать о национальной фэшн-индустрии. Поэтому основной задачей, когда мы размышляем о развитии BoF China, является найти и сохранить баланс национального и мирового контента. Но результат того стоит, поскольку аналогов BoF в Китае не существует. 

В свое время вы здорово рисковали, отказавшись от успешной карьеры управленца в консалтинговой компании в пользу чего-то совершенно нового и, я бы даже сказала, неопределенного...
Очень неопределенного...

Очень неопределенного. В модной индустрии немного примеров, подобных вашему, особенно в последнее время, когда считается, что самый верный путь к успеху — это путь проверенный...
Разделяю ваше мнение: без риска бизнес не сделать. Начинать все сначала всегда сложно, согласитесь? Я занимал высокооплачиваемую должность в успешной стабильной компании с надежной репутацией. Но каждый день заканчивался для меня мыслями о том, что я думаю только левым полушарием и не могу мириться с рутиной и однообразием. А когда ты знаешь свои сильные стороны, знаешь, к чему лежит душа, и понимаешь, что можешь совместить это с карьерой, появляется решительность, которая наполняет тебя энергией. Решение было рискованным, но в то же время я чувствовал, что для меня оно единственно верное. После того как сделаешь свой первый шаг навстречу удаче, с каждым последующим ощущаешь растущую уверенность. Не надо бросаться в омут с головой. Важно, воплощая в жизнь замысел, продумать последовательность действий, доверяя своему чутью.

«Забавно, что индустрия, основанная на изменениях и инновациях, для которой столь характерно стремление ко всему новому, не готова к риску. В современном мире, где все стремительно меняется, давно пора отойти от устаревших стандартов»

Кому, на ваш взгляд, в индустрии следовало бы проявить больше решительности?
Полагаю, представителям самых крупных брендов. Мир моды развивается по строгому сценарию: сейчас это настолько масштабный бизнес, что многие игроки по определению не идут на риск. В то время когда я еще только искал свое место, носился повсюду с блокнотом, стараясь ничего не упустить из виду, — десять лет назад, в марте 2005-го, — один из первых знакомых дизайнеров сказал мне следующее: в нашем деле нет правил и готовых шаблонов, нужно просто собраться и сделать. Он тогда говорил о дизайнерах, но думаю, что это можно отнести и ко всей индустрии в целом. Это сфера, в которой все редко идет как надо с самого начала. Только упорный труд поможет воплотить в жизнь проект, который действительно будет иметь успех. Моим первым заходом в фэшн-индустрию был стартап, продержавшийся восемь месяцев, — он в итоге провалился, но для меня стал бесценным опытом. 

Забавно, что фэшн-индустрия, основанная на изменениях, обновлениях, инновациях, для которой столь характерно стремление ко всему новому, не готова к риску. В современном мире, где все вокруг так стремительно меняется, давно пора отойти от устаревших стандартов. Развитие технологий, глобализация — вопросы, обратившие на себя внимание мирового сообщества, — требуют встречных шагов и от нас. Мы не можем прятать голову в песок и притворяться, будто вокруг ничего не происходит. Я думаю, что модной индустрии в целом и крупным ее представителям в особенности необходимо вновь стать новаторами, рисковать.

Даже если им есть что терять.
Очевидно, что для крупной компании отважиться поставить свой налаженный бизнес под угрозу крайне тяжело. Но, с другой стороны, если оставаться в «зоне комфорта», не пробуя ничего нового, это тоже со временем приведет к спаду популярности. Если ты не используешь инновации в своем бизнесе, особенно в такой сфере, как мода, и тем более в наше время, то рискуешь сойти с дистанции. Так что да, если вы крупный игрок, вам есть что терять. Но вы однозначно проиграете, если будете сидеть на месте.

Silvia Bombardini

03.04.15, 9:00

  • Фото: Thomas Lohr