Плагиат, непрофессионализм и массовые увольнения в магазине с миллионной прибылью
Кто такая София Аморузо
Бизнес-дарование, газетой New York Times прозванное «Золушкой от мира стартапов». Одна из самых богатых женщин-предпринимателей по версии Forbes. Знаменита тем, что в 22 года основала онлайн-магазин винтажной одежды Nasty Gal. Nasty Gal со временем разросся — и начал продавать не только винтаж, но и одежду собственной марки. В 2014 году Аморузо, состояние которой на тот момент составляло жирные 250 миллионов долларов, написала книгу Girlboss — о том, как девушке бросить нелюбимую работу и добиться больших успехов. Girlboss почти моментально стала бестселлером — во многом благодаря агрессивному маркетингу в соцсетях. Основные тезисы книги: работайте больше, будьте милыми — и да, стать миллионером можно, даже если у вас нет высшего образования, вас уволили с нескольких работ и в одно время вам приходилось воровать и искать еду в мусорных баках.
Что такое Nasty Gal
Ретейл-империя, которая началась со скромного магазинчика на еВay. Поначалу Аморузо продвигала магазин исключительно через соцсеть Myspace — добавляясь в друзья к самым популярным пользователям. Через несколько лет Nasty Gal волшебным образом превратился в компанию с 200 сотрудниками, штаб-квартирой в Лос-Анджелесе и 550 000 лояльных покупателей из 60 стран. Однако в этом году магазин объявил о банкротстве.
Хроника: как начался, расцвел и с треском провалился любимый стартап американок (а заодно и миф о девушке-боссе)
2006
Безработная София Аморузо регистрируется на еВay, чтобы перепродавать самые интересные вещи, которые нашла в секонд-хендах и благотворительных магазинах для малоимущих. Магазин она называет Nasty Gal — в честь альбома Бетти Дэвис 1975 года. Один из первых лотов, жакет Chanel из Армии Спасения за 8 долларов, в интернете уходит за 1000. Есть в ассортименте и, к примеру, старинная книга, которую София украла, будучи подростком.
2008
Nasty Gal переезжает на отдельный сайт. Тогда же — по объявлению на сайте Craigslist — Аморузо нанимает первого подчиненного, Кристину Ферруччи. Кристина получает должность директора по закупкам. Вскоре она станет чуть ли не самым важным — и самым уважаемым — человеком в Nasty Gal.
2009—2011
Компания растет с космической скоростью. В штаб-квартире (бывшем складе) становится тесновато — и Nasty Gal переезжает в офис гораздо больше и роскошнее. Бывшие сотрудники вспоминают: «Нам правда очень нравилось на работе. Никаких финансовых проблем не было. Каждую пятницу мы приносили пирожные и устраивали вечеринки — праздновали то 100 000 долларов за один час продаж, то первый миллион, заработанный на «черной пятнице» («черная пятница» — пятница после Дня благодарения, с которой в Штатах начинается сезон распродаж).
2012—2013
Nasty Gal привлекает первых инвесторов, компанию Index Ventures — те вкладывают в проект 40 миллионов долларов. «Думаю, — рассказывает экс-подчиненный Софии порталу Jezebel, — в этот момент все и изменилось. Когда пришли инвесторы, на нас стали давить — нужно было постоянно расти и расширяться. Инвесторы требовали все больше: больше прибыли, больше товаров на сайте». В 2013 году начинаются сокращения — увольняют 100 сотрудников, чтобы сократить расходы. София тем временем работает над будущим хитом Girlboss — и, как говорят знавшие ее, полностью теряет связь с тем, что происходит c ее детищем.
2014
Пока пресса зовет Софию бизнес-гением и «новой ролевой моделью для миллениалов», та переманивает в Nasty Gal 58-летнюю Шери Уотерсон. Уотерсон, бывшего продукт-директора марки Lululemon, с прежнего места работы со скандалом уволили: качество одежды при ней упало настолько, что в один момент в продажу попали полностью просвечивающиеся штаны. О стиле работы Уотерсон экс-коллеги рассказывают так: «Она устраивала совещания, которые длились 3—5 часов и мешали нам работать. На совещаниях она не делала ничего — только критиковала в пух и прах все, что продавалось на сайте. Причем критика эта не была ничем обоснована — просто мнение женщины под шестьдесят. И даже когда Шери показывали статистику продаж по всему, что она считала «ненужным», это не действовало — мы вкладывали деньги только в ту одежду, которая ей нравилась». София Аморузо почти не появляется на работе — «а если уж и приходит на совещание, то сидит в телефоне и не очень понимает, что происходит». Кристину Ферруччи заставляют уйти — а сама София объясняет это тем, что Кристина просто «дрянная девчонка».
Тем временем Nasty Gal обвиняют в плагиате: бренд Sophia Webster утверждает, что ретейл-гигант полностью скопировал у них дизайн кожаного клатча.
2015
В январе Уотерсон становится CEO. В Nasty Gal идут массовые сокращения — в том числе увольняют почти весь пиар-отдел. Страница Nasty Gal на сайте Glassdoor, где пользователи делятся впечатлениями о работе в разных компаниях, ломится от разгромных отзывов: менеджмент называют «непрофессиональным», а атмосферу на работе — «нервной и токсичной».
Бывший бухгалтер Фара Сабери рассказывает, что ее сократили, не посмотрев на проблемы со здоровьем: незадолго до увольнения Сабери потребовалась операция по пересадке почки. Медицинскую страховку бухгалтеру не обеспечили, а зарплату обещали выплатить только за две недели работы.
Появляется сразу несколько журналистских расследований о том, что происходит в Nasty Gal. Однако София Аморузо сохраняет спокойствие — и продолжает продвигать свою книгу и кампанию по поддержке женских бизнес-проектов под хештегом #GIRLBOSS.
2016
Журнал Forbes называет Аморузо одной из самых богатых предпринимательниц года. Но увольнения продолжаются — а в сентябре этого года появляется информация о том, что Nasty Gal «отчаянно ищет средства к существованию» и компанию, возможно, продадут.
А в ноябре Аморузо объявляет о банкротстве Nasty Gal. Шери Уотерсон комментирует новость так: «Это решит проблемы с ликвидностью и поможет провести реструктуризацию. Мы собираемся поддерживать качество работы на высшем уровне — и уверены, что сможем стать еще сильнее и дать покупателю именно тот продукт, который он хочет».
Бонус: два главных карьерных совета из книги Софии Аморузо — и реальность
1. Работайте, работайте больше!
Аморузо предупреждает: деньги в модной индустрии зарабатывают кровью, потом и слезами. Придется каждый день спрашивать себя: «А что еще я могу сделать прямо сейчас?».
Однако: инсайдеры рассказывают, что к 2014 году Аморузо полностью перестала следить за всем, что происходит в ее компании: за финансовыми показателями, рабочим процессом, деятельностью топ-менеджеров. Более того, после 6 лет в бизнесе она оказалась незнакома с «самыми базовыми понятиями менеджмента».
2. Будьте добры ко всем
Это Аморузо считает самым важным. Отдельно в Girlboss она ругает тех, кто вежлив с начальством, но хамит подчиненным и обслуживающему персоналу, — «это самое худшее, что может быть».
Однако: «Она даже не пыталась установить контакт с подчиненными, — возмущается сотрудник, — со мной она за все время заговорила от силы раз пять. Если она не давала интервью и не выступала на конференциях, то запиралась в кабинете и проводила там весь день. В тот момент, когда вышла книга, эго Софии резко раздулось — и она стала вести себя не как босс, а как звезда».
Другие рассказывают, что после увольнений София собрала всех на встречу, на которой сказала, что все, кого сократили, «не следуют нашим ценностям» и «не командные игроки». «Все это она говорила перед полной комнатой плачущих людей, которые только что увидели, как три десятка их друзей просто потеряли работу», — вспоминает очевидец.
Другие истории
Подборка Buro 24/7