Обычно двор «Стрелки» — место для вечерних лекций и ночных танцев, но в эту субботу повод был спортивный, а сбор — ранний
Девятого июля проходил очередной турнир по настольному теннису Strelka Team Cup, организованный Ping Pong Club Moscow. В 11 утра любители пинг-понга уже собрались в полном составе на разминку. Среди участников — команды Fred Perry, adidas Originals, «Стрелки» и женская сборная парикмахерской Birdie. Поболеть за свою команду и взять эксклюзивное интервью между матчами нас пригласил основатель обновленной марки советских кед «Два мяча» Евгений Райков.
Евгений окончил Высшую школу экономики, работал в сфере маркетинга в IT, занимался развитием проектов в индустрии моды, в частности разрабатывал джинсовую линейку для Дениса Симачева и помогал запускать успешный российский проект и магазин Grunge John Orchestra.Explosion.
Сегодня, спустя всего несколько дней после старта онлайн-продаж своей марки, он собрал на «Стрелке» свою проверенную спортивную команду, в том числе ветеранов и даже чемпиона клуба настольного тенниса в Нескучном саду. Bся команда — как на съемке лукбука, в фирменных майках и новеньких кедах, перезапуск которых готовился без малого четыре года. В перерывах между играми и под дробь ударов десятка мячей мы поговорили о спорте, советском наследии, конструктивизме и современных героях.
История кед
Первые кеды появились в Америке и в Китае примерно в одно и то же время. В 20-х годах фабрики, выпускающие автомобильные шины, стали открывать нишевые производства кед, используя ту же технологию вулканизации резины. Так начинала китайская марка Feiyue и другие мировые производители, которые существуют по сей день.
История кед в нашей стране развивалась в несколько этапов. В 1957 году прошел Шестой всемирный фестиваль молодежи и студентов. В СССР приехали делегации со всего мира, а вместе с ними — импортная культура, музыка и мода. Большинство иностранцев носило кеды, что не могло не вызывать восторг и зависть отечественной молодежи. Кеды советско-китайского производства «Два мяча» появились в 1965 году и почти сразу завоевали культовую популярность. Одновременно был установлен ГОСТ 9155 на «Обувь спортивную резиновую и резинотекстильную», и до 1977 года кеды были самой желанной обувью на все случаи жизни, чему способствовал не только их импортный статус, но и более высокое, по сравнению с отечественными аналогами, качество.
В 80-х годах, начиная с Олимпиады и после появления кроссовок, мода на кеды почти прошла, за исключением низких полукед. Пару десятилетий спустя хипстерское движение первой и второй декады двухтысячных вернуло моду на кеды для обоих полов. А «Два мяча» триумфально вернулись на отечественный рынок в обновленном виде в июле 2016-го.
Рассказывает Евгений Райков: «О марке "Два мяча" до сих пор все помнят, весь Советский Союз их носил! В СССР применяли литьевую технологию, а в Китае — горячую вулканизацию. "Два мяча" — импортные и намного более качественные, чем отечественные. У них была ортопедическая стелька с поддержкой стопы, поэтому они были такие удобные, и материал износостойкий. Их все любили, поэтому и сейчас в интернете можно найти так много теплых воспоминаний и ностальгических отзывов. Все модели стоили в четыре раза дороже кед советского производства. Правда, были еще редкие белые кеды — они стоили еще дороже. Обычные сине-красные "Два мяча" редкостью назвать нельзя, поэтому многие их покупали и вываривали краску, добиваясь белизны. Кто-то раскрашивал резину фломастером. Была модель, от которой на полу оставались полосы, — в таких в спортивный зал не пускали. Есть истории из серии "я вышел на футбольное поле в кедах "Два мяча" и в этот матч забил два мяча!". Такой был широкий охват продукта, поэтому столько историй. И не все истории про спорт, потому что это еще и модная пижонская тема».
Конструктивизм, современность и парк Горького
Как оказалось, Евгений не фанат винтажа, а скорее «помешан на качестве», но очень уважает советскую эстетику и архитектуру конструктивизма. Он верит в то, что национальный стиль надо развивать именно в этом ключе: «Это очень правильное направление, честная настоящая история. Если говорить о конструктивизме: мы тогда были в абсолютном авангарде во всем мире. Этот стиль придуман в России, и пока лучше ничего не было, на мой взгляд. Идея настолько соответствует прямому и четкому русскому духу, что она актуальна до сих пор. Отсылки к конструктивизму используются сейчас довольно успешно. Я наблюдаю, как меняется город, иногда иду и радуюсь, увидев палатку "Печать", — это наш национальный стиль, который должны восстанавливать те, кто занимается культурой и урбанистикой, а не только модой. Москва преображается. Продукты и айдентика стали намного лучше выглядеть. Парк Горькогo, по сути, такая же репродукция, как кеды "Два мяча". В парке есть современные вещи, но восстановленный советский стиль выдержан».
Мода на постсоветскую эстетику
Вслед за увлечением винтажем из давнего прошлого, еще один тренд, который несколько сезонов назад охватил Запад, — мода на постсоветскую эстетику и собирательные образы пэтэушников и «парней с района» в спортивной форме. Тон задает Гоша Рубчинский, а за ним постсоветский стиль транслируют с десяток международных изданий и марок streetwear. Мы спросили Евгения, поддался ли он ностальгическому переосмыслению стиля советской эпохи восьмидесятых и девяностых, когда решил перезапустить «Два мяча»: «Я бы не стал нас сравнивать. У Рубчинского все-таки постсоветская эстетика, а у нас именно тру-советская. Гошу я знаю лет пятнадцать, еще со времен историй со скейтбордом, и помню, как у него все развивалось. Он гнул свою линию, и у него все закономерно произошло. Рей Кавакубо и Comme des Garcons прекрасно понимают, что делают. Они смогли выкристаллизовать этот постсоветский стиль до понятного международного уровня. Гоша делает все, что хочет, и у него это круто получается. У него крутое видение, мне все это тоже нравится. Я бы, возможно, еще добавил брутальной мускулистости, но в целом его стиль — очень точный удар и попадание в то, что нужно сейчас. Надеюсь, что с "Двумя мячами" получится такое жe попадание в настроение момента».
Концепция перезапуска
Главная идея основателя и причина, по которой он загорелся этим продуктом, проста и благородна: «В России должно быть больше вещей, которые транслируют национальный стиль. Грамотных, продуманных, "допиленных" продуктов очень мало. Я хотел создать "вещь в себе" — такую, чтобы сразу было все понятно и не надо было ничего объяснять. Я думаю, что нам это удалось, — говорит Евгений. — Мы создали очень крутой честный продукт, такой же, как и был в 1965 году. Старые модели "Двух мячей" еще можно купить, поэтому любой сомневающийся в качестве или достоверности может сравнить и сделать свои выводы сам. Мы не просто сделали надпись "Два мяча": это до мельчайших деталей восстановленный продукт, полная репродукция. Ну и что, что это заняло два года?»
Как все начиналось
«Все время, пока я занимался одеждой, я хотел сделать продукт с национальными корнями, но не скатываясь в лубок. Именно утилитарный простой современный продукт, отражающий национальный стиль. Четыре года назад, накануне Олимпиады в Сочи, мне рассказали про старые кеды "Два мяча", и у меня сразу сложилась картинка, что надо делать. На тот момент я так долго искал подходящую идею, что мне было достаточно услышать всего эти три слова — кеды "Два мяча", и это запустило весь процесс. Я сразу понял, что это очень сильная история», — рассказывает Евгений.
Проекту «Два мяча» уже четыре года — именно столько на самом деле понадобилось на поиск инвестиций и производства, разработку и доведение продукта до нужного уровня качества, к которому основатель марки придирчив до фанатизма. Три года назад была запущена краудфандинговая кампания, которая не собрала нужной суммы, зато благодаря ей спустя год Евгений все-таки нашел инвестора и отправился в Китай на производство.
Производство и трудности перевода
Новая реинкарнация «Двух мячей» производится на том же оборудовании, что и оригинальные кеды эпохи советско-китайской дружбы. Производители КНР подписывали названия и адреса фабрик на готовых изделиях в качестве рекламы. Так Евгений нашел фабрику, где «Два мяча» производились с 1965 года. Сейчас там шьют угги, но, проделав небольшую детективную работу и опросив сотрудников, которые проработали на фабрике почти всю жизнь, удалось найти производство, перекупившее оригинальные станки. Но на этом трудности не закончились.
«Чтобы сделать качественный продукт, нужно потратить очень много времени. Не думайте, что производство в Китае — это просто. У меня тоже поначалу были розовые очки. Думал, что отдам все файлы и лекала, а через месяц получу готовый продукт. Далеко не так. История с производством — долгая, длиною в целую жизнь. Я изначально отправился в Китай на две недели. Все образцы были готовы, я привез с собой колодки, стельки, которые Московская фабрика ортопедической обуви сняла с образца оригинальных кед, — в общем, всю конструкцию. С первого раза ничего не получалось. Подошвы переделывали восемь раз, стелек было десять версий, и так с каждой деталью. Пришлось разбираться во всем самому, и я остался там на два года.
В Китае все делают с высокой скоростью, не задумываясь по поводу качества и деталей. Такие требовательные заказчики, как я, для них большая головная боль. Но я в них вцепился и не отпускал. В итоге они зауважали нашу позицию, и сейчас у нас там все круто. Китайцы очень закрыты, держат дистанцию с иностранцами, мы для них "лаоваи" — чужаки. За это время у нас было столько сложных ситуаций, что мы уже породнились. Сначала я не говорил по-китайски, а через два года я уже сам, без переводчика, ездил на производство. В бытовых и производственных ситуациях меня понимают. Таких слов, как "стелька" или "вулканизация", конечно, нет в обиходе, но для меня это основной словарь».
Продукт
«Два мяча» изначально были продуктом советско-китайского производства, а новые кеды полностью повторяют советские ретрообразцы. Самый часто задаваемый Евгению вопрос: в чем отличие современных моделей? Разбираемся по порядку.
«В плане дизайна мы сами ничего не придумывали, это полная репродукция. Не псевдоретро и не будто бы винтаж, а подлинное воссоздание лучшего из прошлого в первозданном виде, внешне и по конструкции. Надо сказать, что сделать точную копию намного сложнее, чем что-то новое, труднее реализовать технически. Мы не можем закрыть глаза на какие-то несоответствия. Логотип тоже оригинальный. Такой дурацкий, чуть-чуть детский, совершенно несовременный. Дизайн, логотип, колодки, стелька, фирменные зеленые подошвы — все полностью восстановлено и собрано из аналогичных современных материалов лучшего качества: канвас 16 oz, 100 % хлопок, цепкая резина "ДМ-0.3."»
Главное же различие в том, что Евгений отказался от использования пенорезины. Теперь в кедах «Два мяча» есть вкладная стелька из современного материала EVA. Новая стелька имеет точно такую же форму с ортопедической поддержкой, но по сравнению со старой моделью она легкая, упругая, правильной жесткости и более удобная. «Все люди, приславшие нам отзывы, считают, что это самые удобные кеды, которые у них были», — говорит Евгений с улыбкой, имея все поводы для гордости.
Второе отличие обуви «Два мяча» в том, что при производстве используется метод горячей вулканизации, который массовые производители сегодня практически не применяют по причине дороговизны. Именно таким способом создавались первые кеды в начале двадцатого века. Евгений объясняет, почему он решил остановиться на аутентичном способе производства: «Кеды делают из сырой резины, то есть из каучука, он мягкий, как пластилин. Вулканизация — процесс нагревания под давлением — в результате каучук превращается в резину. В вулканизационной печи под давлением и с большой температурой резина приобретает все свои свойства. Так же делают резину для автомобильных шин. Производить кеды клеевым способом намного дешевле и проще, но продукт получается не такой долговечный. А у нас подошва и ободок сплавлены в единое целое, швы промазаны вручную — никаких шансов, что они развалятся».
И третье отличие, тоже вполне в духе «теплого лампового» heritage-продукта, в том, что каждая пара собирается по старинке — вручную. «Все делается руками. Это не конвейер и не роботы. У нас все делают люди, поэтому продукт заряжен ручным трудом и теплотой. Производство спортивной обуви требует больших тиражей. В случае с "Двумя мячами" это все-таки массовое производство, но каждая операция делается вручную», — объясняет Евгений.
Made in Russia?
На вопрос «Почему же не сделано в России?» Евгений отвечает, что стояла задача восстановить кеды «Два мяча» в таком же виде, как прежде, включая страну, способы производства, материалы, конструкцию и дизайн.
По его оценке, на данный момент производство в России невозможно, так как не существует подобных фабрик, технологий и инфраструктуры: «Чтобы сделать одни кеды, нужны производства колодок, шнурков, стелек; должен быть рынок тканей и других материалов, нужны конструкторы и специалисты. У нас ничего этого нет, а в Китае это развивалось десятилетиями».
Цена
Сейчас в продаже восемь моделей стоимостью от 3900 до 4600 рублей. По отзывам можно судить, что не все считают такую стоимость демократичной. Выясняем, из чего складывается ценообразование: «Три года назад, когда доллар стоил 28 рублей, мы планировали сделать цену до двух тысяч за пару. Сейчас все, конечно, дороже. В Китае уже не так дешево, как многие думают. Зарплата китайской швеи выше, чем у российской. Многие мировые бренды перемещают производство в Индонезию, но мы сознательно ничего не меняем. Это связано с нашей моделью производства, где все операции производятся вручную. Цена адекватна затратам и качеству продукта. Мы сознательно производим качественный продукт по доступной цене и развиваем онлайн-продажи через свой сайт».
Командa
Создателей «Двух мячей» называют «группой энтузиастов», что правда лишь отчасти. Вокруг марки много друзей и единомышленников, которые последние четыре года помогали проекту развиваться «за идею». Поначалу бОльшую часть работы по производству Евгений провел сам, отправившись в Китай в одиночку. На месте собралась китайская команда, появились русские партнеры, и сейчас это международная команда. В Москве в штате пять сотрудников, а бэк-офис, включая логистику и бухгалтерию, составляет еще двадцать пять человек, которые работают на аутсорсе.
Герои: тогда и сейчас
В свое время кеды «Два мяча» массово носили не только девчонки, мальчишки, папы и мамы Советского Союза, но и такие герои поколений, как Юрий Гагарин, Виктор Цой, Электроник и даже Волк из «Ну, погоди!». В шестидесятые и семидесятые, несмотря на большие тиражи, кеды считались своеобразным знаком бунтарей и «классных ребят», чем, естественно, пленяли молодое поколение обоих полов. Культовый статус «Двух мячей» до сих пор силен в воспоминаниях старшего поколения, которому довелось их носить. Это дает реанимированному heritage-бренду определенный кредит лояльности и доверия. Однако, как говорит Евгений, философия марки берет свои корни в славном прошлом, но про настоящее и будущее тоже нельзя забывать.
Было очень интересно узнать, кто из современников, по мнению создателей марки, достоин стать лицом возрожденной линейки кед и новым «героем для мальчишек». Оказывается, у «Двух мячей» уже есть амбассадор, о котором марка скоро объявит отдельно, — видимо, готовят рекламную кампанию. Не перечисляя имен, Евгений рассказал, кто является героями для него лично: «Сейчас вы можете наблюдать наших героев за игрой в пинг-понг. Посмотрел последний бой с Емельяненко, вот им восхищаюсь. А вообще, мне хотелось бы видеть в наших кедах людей, которые делают реальные дела, у которых есть реализованные сильные, честные, качественные проекты. Вот это мои герои».
Планы на будущее и расширение географии
Со времен краудфандинга команда «Двух мячей» получила множество зарубежных предложений. По словам Евгения, сейчас их стало еще больше. Особенно обновленные кеды ждут в Европе, постсоветских странах и в Японии, где традиционно много фанатов восстановленной классики и heritage-марок. В далекоидущих планах — расширение географии продаж за пределы России, однако сейчас компания сфокусирована на развитии собственного онлайн-магазина и офлайн-продажах через избранных ретейлеров и партнеров по России: «Нам надо трезво оценить свои силы и построить четкую стратегию выхода на другие рынки. Сейчас у меня рецепта нет, все еще в процессе. Пока нам бы справиться со своей огромной страной! С момента запуска онлайн-продаж неделю назад, мы уже доставили множество заказов. Люди ходят в кедах "Два мяча" в разных городах по всей России, мы получаем множество крутых отзывов, нo на самом деле тут работы еще непаханое поле!»
Коллаборация и расширение линейки
Спортивные марки особенно активны по количеству коллабораций и лимитированных линеек. Свои планы на этот счет создатели «Двух мячей» пока держат в тайне, но обещают интересные совместные проекты с достойными художниками и дизайнерами: «Идей очень много. Не буду пока называть имена, но вы точно всех их знаете, —говорит Евгений. — Мы открыты всем, кто делает что-то крутое. В коллабах обязательно должен быть win-win для обеих сторон, мы только за честную историю!». Сейчас в коллекции «Два мяча» восемь моделей. Хотя уже есть планы по поводу расширения линейки в будущем, Евгений с этим не спешит: «Все модели, которые есть сейчас, — суперкрутые. Мы пока стоим на классике и ничего не портим! Наоборот, улучшаем».
Гардероб
И конечно, невозможно было не спросить, какую обувь носит сам создатель марки и каких моделей больше всего у него в гардеробе. Ответ почти очевиден: «Я не коллекционер и не сникерхед. Я бегаю, и у меня много беговой обуви, в основном Asics. А вся остальная обувь у меня — "Два мяча"!».
На этом Евгений многозначительно смотрит на свою команду, которая готовится сыграть свой первый на сегодня матч во дворе «Стрелки», и, сбросив на мгновение лет двадцать, спрашивает, как восьмилетний ребенок: «Я уже хочу туда, играть. Можно?».
Команда «Два мяча» на этот раз не получила призового места в турнире Strelka Team Cup, но играли они самозабвенно, срывая аплодисменты за драйв и позитивный настрой. Как говорит единственная женщина в команде Тамара: «Выигрывать необязательно, важен сам процесс!». Спортивный день плавно перешел в вечеринку празднования побед и участия, и, как в старые времена, обладатели кед «Два мяча» не захотели переобуваться ни во что другое, еще раз доказывая, что любимая обувь советских мальчиков и девочек достойно смотрится и в спортклубе, и на танцплощадке. Классика, как известно, не стареет.
В продаже восемь моделей стоимостью от 3900 до 4600 рублей, на сайте www.dvamyacha.ru и в универмаге «Цветной».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7