Каждый год в нормандском городке Гранвиле на вилле Les Rhumbs, в музее Кристиана Диора проходит что-нибудь замечательное. В 2009 году это была масштабная выставка, под названием "Годы Марка Боана в Dior", в 2010 — выставка, посвященная эпохе балов бальным платьям Dior за все 60 лет, в 2011 — Le bal des artistes, рассказывающая о художниках, с которыми дружил Диор и их влиянии на его кутюр, в 2012 — Stars en Dior, то есть кинозвезды и Dior. Выставка этого года называется Dior Impressions, она стала частью большого фестиваля импрессионистов в Нормандии, проходящего в этом году. Курирует эту выставку, как и две предыдущих, Флоранс Мюллер, которая была куратором и московской выставки 2011-го года "Диор: под знаком искусства".
Клод Моне, "Аллея из ирисов", холст, масло, 1914-1917 гг. Нью-Йорк, Метрополитен-музей; Короткое вечернее платье "Мисс Диор", украшенное множеством цветов, коллекция Haute Couture весна-лето 1949 г., линия "Иллюзия реальности"
Les Rhumbs — "ромбы" в ее названии отсылают к стрелкам морского компаса — это фамильный дом семьи Диора. Его родители, Мадлен и Морис Диор, купили его как раз в 1905-м, в год рождения Кристиана. Он стоит на высоком берегу над Ла Маншем, и вокруг разбит английский сад, который Кристиан помогал планировать своей матери. Страсть к садоводству осталась с ним на всю жизнь — во всех своих деревенских домах он разбивал сады (как, кстати, и все великие импрессионисты — Моне, Дега, Ренуар), и на выставке висит большое фото Диора с лопатой в собственном саду. В саду его детства есть пергола, есть бассейн с водяными лилиями и золотыми рыбками, есть огромная старая ель на лужайке перед домом, есть розарий, где мадам Диор выращивала 36 сортов роз. Все это было идеально восстановлено после того, как дом был превращен в музей в 1991 году.
Диор всегда идеализировал свое детство с почти прустовской страстью, и относился к Нормандии с тем же обожанием, что и импрессионисты: его мемуары пестрят оборотом "я, как истинный нормандец...", и все главные образы будущего творчества он получил в своем нормандском детстве, прошедшем как раз на вилле Les Rhumbs. Там Диор, мечтавший стать художником, рисовал те самые нормандские пейзажи, что и импрессионисты, для которых Нормандия стала главной мастерской. Художником он так и не стал, но зато дружил с художниками, держал в Париже галерею, продавал картины и всю жизнь любил импрессионистов. Как и для импрессионистов, вытряхнувших искусство из салонов и гостиных, обожествлявших природу и проводивших целые дни на пленере, для Диора природные элементы — ветер, небо, море, меняющийся свет, приливы и отливы — имели огромное значение. В красках, принтах и в вышивках, которые он выбирал для своих платьев, видны те же самые бегущие по северному облака, переливы света на поверхности Ла Манша и цветущие нормандские поля, что и на картинах Моне, Ренуара и Ван Гога. А в его знаменитых женщинах-цветах и платьях-венчиках — розы, пионы и хризантемы из сада его матушки.
Платье Rose Pompon из коллекции Haute Couture Весна-Лето 1952 года
Кроме того, именно мода Belle Époque и ее силуэт с затянутой талией, высокой грудью и кринолином, а потом турнюром, и стала для Кристиана Диора прообразом его new look. Именно этот гиперженственный силуэт с картин Мане, Ренуара, Дега, Сера и Тулуз-Лотрека воспроизводил потом месье Диор на разные лады в своих сезонных коллекциях.
На вилле Les Rhumbs три этажа — и, соответственно, все выставки всегда делятся на три части. В этот раз первый этаж посвящен природе — и эта часть называется "Природа, новая студия". Как только вы входите в гостиную с камином, вы видите платье, расшитое цветами, из второй кутюрной коллекции Рафа Симонса, рядом с ним классический диоровский серый стул в стиле Людовика XV и белую розу, лежащую на нем. Эта инсталляция сразу прочерчивает твердую линию от сада мадам Диор, через салон на авеню Монтень к современности дома Dior и его новому артистическому директору, тоже, кстати, большому любителю садоводства, имеющему собственный сад в родительском доме в Бельгии.
Самое замечательное — в двух больших витринах с платьями, "морской" и "садовой". В первой пол засыпан песком, на стену проецируется силуэт сосен, растущих на склоне у подножия виллы, на которые крошка Диор смотрел все свое детство и воспроизводится звук ветра. Перед ней — "Нормандский пейзаж" Берты Моризо и "Дорога на ферму Сен-Симеон" Клода Моне. Здесь есть платья всех артистических директоров дома Dior — самого Кристиана Диора, Марка Боана, Джанфранко Ферре, Джона Гальяно и Рафа Симонса. И с первого взгляда узнаются два платья, сделанные Ивом Сен-Лораном — по особой, очень рафинированной простоте силуэта и общей мечтательной легкости линий. Оба посвящены морской воде — на одном воспроизведен принт с модели Océane, а второе называется Adriatique. В садовой витрине есть очень забавный ансамбль Ферре Ermite du gazon, расшитый чем-то зеленым и длинным — этакая реализация метафоры газона. И еще одна реализация природных форм, но в уже более эксцентричной манере, — платье-тюльпан Гальяно, и оттеняющие его акварельные "Тюльпаны" Моризо. Много платьев, в названии которых фигурирует слово "роза", — и натюрморт с розами Огюста Ренуара. И почти картинами выглядят в рамах на стенах образцы шелка, который делала для Dior мадам Бросен де Мере, замечательный текстильный дизайнер и подруга Диора.
Платье из черной органзы с росписью ручной работы, Christian Dior by John Galliano, Haute Couture осень-зима 2010 года; Берта Моризо "Тюльпаны", акварель, 1890 год. Париж, Музей Мармоттан-Моне, Париж
Второй этаж называется "Dior и мода эпохи импрессионизма". Именно тут разворачивается история про то, как мода второй половины XIX века определила для Кристиана Диора все его представления о прекрасном и навсегда стала важнейшей темой дома Dior. На фоне замечательного "Бала" Эдгара Дега из музея Орсе выставлены великолепные вечерние и коктейльные платья Dior изящно перемешанные с историческими нарядами той эпохи, — кринолинами и турнюрами из парижского музея моды Гальера. Отдельная витрина посвящена шляпам и воспроизводит интерьер шляпного салона — и среди шляп Dior есть шляпа, сделанная знаменитой модисткой Каролин Рибо для императрицы Евгении. Центром же всей этой экспозиции стала наивная и радостная картина Мари Бракмон, одной из трех, вместе с Моризо и Мэри Кассат женщин среди импрессионистов, "Три женщины с солнечными зонтиками".
Огюст Ренуар "Мускусные розы", холст, масло, 1890 год. Париж, музей Орсэ.; Дневное платье "Роза-де-Франс", из тафты с принтованными розами различных цветов, коллекция Haute Couture Весна-Лето 1956 года, линия "Стрелка"
Третий же этаж непосредственно демонстрирует то благоговение, которое дом Dior всегда испытывал к импрессионистам. Открывают его три платья из гальяновской коллекции осень-зима 2007 Le bal des artistes, посвященной 60-летию Dior, где каждое было названо именем художника — Ренуар, Сера и Мане. Далее — витрина с платьями из коллекции Джанфранко Ферре осень-зима 1995 года, посвященной Полю Сезану и сделанной под впечатлением от его грандиозной ретроспективы в Grand Palais. И замыкает зал витрина с платьями в эстетике импрессионизма — например, два одинаковых платья Диора с перьями страуса на груди, черное и телесное, надетые на вращающиеся манекены, многочисленные платья Гальяно (благо, он так любил исторический костюм), в том числе, из его знаменитой "балетной" коллекции. И вся эта большая витрина собрана воедино маленькой статуэткой балерины работы Эдгара Дега, стоящей в центре. На стене отдельной комнаты висят в рамах шелковые платки Dior, с характерными мотивами импрессионистических натюрмортов — ирисами, розами, ландышами, яблоками, баклажанами и перцами. И заканчивается все небольшим видео про первую кутюрную коллекцию Рафа Симонса, где он, усталый и сосредоточенный, рассказывает, как важны для него диоровские коды на контрасте с его собственной минималистичной эстетикой.
В саду виллы Les Rhumbs придуман отдельный аттракцион для посетителей. Там расставлены 10 ольфакторных панелей, открыв которые, можно услышать запах знаменитых диоровских духов, — от легендарных шедевров Эдмона Рудницка до ароматов нынешнего штатного парфюмера Dior Франсуа Демаши. На каждой панели — подходящая к аромату репродукция кого-нибудь из импрессионистов. Так, гуляя от одной панели к другой, вы и обходите весь этот волшебный сад.
Эдгар Дега "Изучение неба", 1869
Картины для выставки были предоставлены двумя парижскими музеями — Орсе и Мармотан, и среди них нет знаменитых шедевров. Но их неочевидность и незамыленность создают ту самую необходимую глубину кадра, в котором живут восхитительные диоровские платья. Подсвеченные нормандским пейзажем Гранвиля, и картины и платья выстраиваются в единую историческую и культурную перспективу, — и в ней отчетливо видишь, откуда в прямом смысле этого слова вырос Кристиан Диор и что определило будущее великого дома Christian Dior.
Клод Моне, "Сад художника в Живерни", холст, масло, 1900 год. Париж, музей Орсэ ; Вечернее платье из белой органзы, украшенное муслином в стиле пуантилизма, Christian Dior by Raf Simons,Haute Couture осень-зима 2012 года
Выставка открыта до 22 сентября.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7