Джеймс Бонд заходит в приемную — и прямо от двери бросает шляпу на вешалку в другом конце комнаты. Фильм "Касабланка": Хэмфри Богарт и Ингрид Бергман стоят на взлетно-посадочной полосе аэропорта. На нем тренч и шляпа — хрестоматийный кадр. Рене Магритт и его человек в котелке, Пирс Броснан в "Афере Томаса Крауна", в том же образе. Фред Астер, Аль Капоне, Индиана Джонс — можно вспомнить множество образов, которые невозможны без шляпы — одного из важнейших мужских аксессуаров на протяжении десятилетий.
Головные уборы присутствовали в мужском гардеробе со времен Средневековья, меняя форму и материалы. К началу XX века опции осталось всего две — шляпа или кепка, и до второй половины века они были совершенно необходимы в мужском гардеробе. Более того, их отсутствие говорило об принадлежности к низшим социальным слоям. Качество и фасон головного убора говорили о хозяине не меньше, чем часы, ботинки или костюм.
Как и во многом в мужской моде, в производстве шляп преуспели итальянцы, а именно компания Borsalino. В какой-то момент сам бренд настолько стал ассоциироваться со шляпами, что сами понятия "шляпа" и "Борсалино" практически стали синонимами. В 70-е даже гангстерский боевик с Аленом Делоном и Жан-Полем Бельмондо был назван Borsalino.
В общем, марка плотно прописалась в гардеробе модников того времени, и совершенно заслуженно. Маленькая мастерская, основанная в 1857 году Джузеппе Борсалино, за 50 лет выросла в огромное производство благодаря качеству продукции и новым технологиям производства. К 1920 году фабрика Борсалино производила 20 миллионов шляп, 60% которых шли на экспорт в Америку, Францию и Англию.
Но всемирной популярностью марка обязана Америке. Гангстеры того времени были основными законодателями мод и чаще всего — выходцами из Италии, знающими толк в хорошей одежде. Бутлегеры, грабители банков — романтические герои, рыцари своего времени. Черные "форды", подпольные клубы, запрещенное шампанское, двубортные костюмы и, конечно же, шляпы — вот образ, воспетый в "Однажды в Америке" и "Крестном отце".
За джентльменами удачи подтянулись актеры, политики, ну и простые смертные, желающие выглядеть как звезды или гангстеры. Лихие времена прошли, но мода на головные уборы осталась. И Borsalino все еще к услугам своих клиентов. Что бы ни было в моде — цилиндр, канапе, котелок, федора — марка держит руку на пульсе и соответствует. От офисов Пятой авеню до пляжей Сен-Тропе меняются формы и материалы, но остается марка.
Судя по выставке Pitti, мода на шляпы возвращается, и они перестают быть лишь частью сценических образов Джастина Тимберлейка или Андре 3000. Лично я этому несказанно рад, ведь лучшего головного убора под костюм и пальто так и не придумано, а в наших широтах зимой не очень-то комфортно. И пусть сейчас мужчина в шляпе выглядит экстравагантно, надеюсь, скоро отношение изменится и шляпа вновь займет свое место в гардеробе.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7