Мастера Императорского фарфорового завода рассказывают о коллаборации
Кутюрная коллекция Ulyana Sergeenko весна-лето 2018 посвящена искусству русского фарфора и воспоминаниям, которые ложатся в его основу: о сервизах в советских сервантах, о рисунках на чашках, о семейных чаепитиях, о фарфоровых фигурках зверей на книжных полках. На коллекцию оказала большое влияние история производства фарфора в России, в частности Императорский фарфоровый завод, который существует вот уже с 1744 года. Свыше полутора веков он принадлежал царствующему дому Романовых и сейчас не только продолжает существовать как один из символов имперской России, но и пользуется большой популярностью у ценителей. В свое время с заводом сотрудничали Малевич и Кандинский, а также Кустодиев, Петров-Водкин, Лансере и Бакст. Таким образом, на русский фарфор оказали влияние и классицизм, и авангард, и супрематизм, что сделало его настоящим зеркалом русского быта и культуры.
В работе над новой коллекцией Ульяна Сергеенко переосмысливает рисунки и формы, свойственные фарфоровым произведениям искусства: цветочные букеты, которые распускаются на белоснежных чашках, золотые орнаменты, кобальтовая сетка — все это проявляется в техниках вышивки на юбках и корсетах. Так, в коллекции использовались вышивка гладью, сложные многослойные вышивки, лепка, пэчворк из разноцветного меха, разные техники вышивки бисером, нитями, лентами, гладью. Подолы платьев напоминали расписные блюдца, вышитые бисером манжеты — чашки, а некоторые платья — вазочки. Главным лейтмотивом коллекции стала кобальтовая сетка, о которой на Императорском фарфоровом заводе ходят легенды. Этот геометрический рисунок появился в тяжелый 1944 год благодаря художнице Анне Яцкевич и стал напоминанием о заклеенных крест-накрест окнах домов блокадного Ленинграда. Ulyana Sergeenko воссоздает фирменный узор Императорского фарфорового завода в виде составных элементов платьев и вышивки на корсетах. О том, какие еще вехи в истории русского фарфора нашли свое отражение в коллекции весна-лето 2018, и подробнее о коллаборации дизайнера и Императорского фарфорового завода нам рассказали мастера, которые непосредственно работали над созданием рисунков и эскизов.
Мы хотели создать современную коллекцию, при этом тесно связанную с традициями русского фарфора. Над эскизами работали главный художник завода, заслуженный художник РФ Нелли Петрова и живописцы цеха ручной росписи.
Вместе с командой Ульяны Сергеенко мы обсуждали разные варианты, приходили к новым решениям. В результате получилась изысканная коллекция фарфора, выражающая настроение легкости, изящества и благородства императорских балов и душевных русских чаепитий.
Все эскизы выполнены в нежной цветовой гамме и дополнены индивидуальным вензелем Ульяны и цветочными мотивами. В рамках проекта были расписаны сервизные предметы классических форм завода: «Наташа», «Волна» и «Тюльпан». Изделия очень изящные, многие из них созданы из костяного фарфора — уникального материала, разработанного на заводе в 60-х годах XX века, не имеющего аналогов в мире. Каждый дизайн — это эксперимент и точная находка, выражающая непревзойденный талант наших мастеров.
В коллекции можно найти много отсылок к истории и традициям Императорского фарфорового завода. Несколько предметов создано по мотивам росписи первого русского фарфорового сервиза «Собственный», изготовленного создателем отечественного фарфора Д.И. Виноградовым в середине XVIII века для основательницы завода Елизаветы I.
Ряд изделий украшен личным вензелем и «гербом» Ульяны, отсылая нас к аристократической традиции владельческой чашки и фамильных сервизов, передающихся из поколения в поколение.
Конечно, все предметы декорированы исключительно высокохудожественной ручной росписью, украшенной золотом, на которое наносят сложнейшую филигранную гравировку карандашом из полудрагоценного агата. Наш завод один из немногих продолжает выпускать изделия с подобной технологией декорирования.
Весь цикл производства фарфора — очень сложный и трудоемкий процесс. Он состоит из множества этапов, каждый из которых требует тонкого чутья и огромного опыта мастера, а также больших человеческих трудозатрат. Прежде чем из фарфоровой массы будет сделана простая чашка, она пройдет через руки 70–80 мастеров — именно столько работников соприкасаются с фарфоровым изделием, начиная от приготовления сырья и заканчивая упаковкой.
Если говорить о фарфоре, то он всегда являлся воплощением эпохи, исторических процессов и социальных явлений. С модой нас объединяет стремление к красоте и наличие творческой фантазии, таланта и мастерства для создания вещей, которые придутся по вкусу обществу. Фарфор — это большой пласт истории и культуры нашей страны, это то искусство, что откликается на модные тенденции, но остается вечным и нетленным, существует вне времени и вне моды.