Как создать культовый образ: икона андрогинного стиля Грейс Джонс

«Я могу быть женственной или мужественной, я чувствую в себе черты обеих сторон»

Каждый раз, когда появляется необходимость назвать главных фэшн-икон всех времен и народов, на ум одной из первых приходит Грейс Джонс. Абсолютный пример медийной персоны, чей стиль продиктован не коллективным решением целой когорты профессионалов, а силой ее собственной личности. Эпатаж —отнюдь не самоцель ради пресловутого пиара, а инструмент для репрезентации себя как артиста.

Каждая деталь в образе Джонс не случайна и имеет за собой определенную историю. Так, знаменитая стрижка-«газон» появилась практически случайно: по соседству с певицей жил датский парикмахер-самоучка Кристиан Хутенбос, недавно переехавший в Нью-Йорк. Как-то ночью он услышал, как Джонс звала его своим звучным голосом, требуя прийти и подстричь ее. Свое афро она хотела переделать в более маскулинную прическу с четкими линиями: выбритые виски и плоская верхушка. В качестве рабочего инструмента Хутенбос использовал обычные, не парикмахерские ножницы и бритву Gillette.

Грейс Джонс часто говорила о себе: «Я могу быть женственной или мужественной, я чувствую в себе черты обеих сторон». В ее образах такая двойственность проявлялась наглядно, самый очевидный пример —многочисленные костюмы (в том числе культовый для 1980-х Giorgio Armani), в которых Джонс появлялась в своих клипах и на сцене. Андрогинная фигура и жесткие, грубоватые черты лица позволяли ей постоянно играть на стыке двух ипостасей, не обременяя себя необходимостью гендерной идентификации. Дело было, конечно, не только в самой одежде: вспомните выходы Бьянки Джаггер в тех же костюмах-двойках, которые не придавали ей и толики андрогинности. Для Джонс одежда была всего лишь визуальным средством общения с публикой (впрочем, иногда певица и вовсе ограничивалась боди-артом от Энди Уорхола или Кита Харинга). Даже когда Грейс меняла маскулинные костюмы на более мягкие во всех смыслах комбинезоны, меха и снуды Haston или Alaia, градус агрессивности не снижался ничуть.

Трудно сказать, как часто к образам Грейс Джонс обращались в своих коллекциях дизайнеры (Жан-Поль Готье, Донателла Версаче, Карл Лагерфельд, Acne и многие другие) и сколько раз она служила источником вдохновения для модных съемок. Еще труднее представить, на кого бы ориентировалась добрая половина современных звезд, если бы не внушительная визуальная база Джонс. «Сейчас вокруг происходит много шума. Будь как Саша Фирс. Будь как Майли Сайрус. Как Рианна, Леди Гага, Рита Ора и Sia. Будь как Мадонна. Я не могу быть как они, потому что — сюрприз — это они подражают мне», — заявила как-то раз сама Джонс.

Ирина Дубина

27.10.17, 13:39