Психоделический арт
Елена Стафьева побывала на презентации специальных часов Chaumet Class One, созданных совместно с итальянским художником Лорисом Чеккини
В последний вечер парижской недели моды на Вандомской площади в Париже бутик Chaumet сиял и переливался всеми оттенками голубого, сиреневого и фиолетового. Тут устроили коктейль в честь проекта Chaumet и замечательного итальянского художника Лориса Чеккини. Один из старейших французских ювелирных домов, Chaumet выдержал долгую паузу и вот, наконец, выпустил первую совместную работу с современным художником. Это специальная модель их знаменитых женских дайверских часов Class One, которые выходят с 1998 года, главный часовой хит Chaumet. Идеей для дизайна часов стала работа Чеккини Wallwave Vibrations. Это психоделическая белая стена, по которой расходятся круги словно от брошенного в воду камня, и смотреть на нее можно практически бесконечно — она проясняет и концентрирует сознание.
«Я не впервые работаю с люксовыми домами, — говорит Лорис Чеккини, — но впервые делаю дизайн уже существующего объекта. Работать непосредственно над часами было чрезвычайно интересно, и тут была своя специфика. Например, сам объект из белой полиэстеровой резины — а волна на циферблате часов сделана из перламутра, и поэтому она переливается разными цветами». Лорис занимается разными вещами — от акварелей до инсталляций, — и везде его интересуют взаимоотношения абстрактной идеи и природных форм. В его расплывающихся стульях и стекающих по стене полках конкретный промышленный дизайн превращается в саму идею дизайна и даже идею природы. В его работах, выставлявшихся в самых разных музеях, среди которых нью-йоркский MoMА и парижский Palais de Tokyo, эти отношения то выглядят чистой абстракцией, то приобретают сюрреалистический оттенок.
Именно абстрактная сторона работ Чеккини заставляет вспомнить великое итальянское искусство 50-х — 60-х годов, времен Лучо Фонтаны и Энрико Кастеллани. И когда я называю имя Кастеллани, глядя на его волну, Лорис оживляется и говорит, что в одной из галерей его работы были выставлены рядом с произведениями Кастеллани, и это большая честь для него — демонстрировать преемственность с той выдающейся эпохой.
33-миллиметровый корпус часов Class One специального выпуска сделан из стали, на его вращающемся безеле — 38 бриллиантов (0,22 карата). На задней крышке выгравированы имя Loris Cecchini и номер часов. Всего их сделано 300 штук. Внутри стоит швейцарский кварцевый хронограф ETA калибра 256.111. Циферблат накрыт вырезанной вручную из белого перламутра кружевной сетью, сделанной по рисунку Лориса Чеккини. На белом же ремешке из телячьей кожи (дизайн которого тоже разработал Чеккини) этот рисунок словно продолжает расходиться волнами, отсылая к его белой Wallwave Vibrations. В каждом белом футляре с часами — два дополнительных браслета, из белого каучука и стали. Верхнее резное покрытие каждого футляра, повторяющее рисунок циферблата, снимается и становится самостоятельным арт-объектом — или объектом интерьера.
Особенно приятно, что у сотрудничества Chaumet и Лориса Чеккини есть и, собственно, арт-составляющая. Его Wallwave Vibrations, а также его коллажи, которые были выставлены в вечер презентации в бутике Chaumet на Вандомской площади, останутся там до конца марта — и выставка будет открыта и доступна для публики. Кроме того, Лорис сделал специальную инсталляцию для магазина в виде множественных серебристых сочленений, похожих на кристаллическую решетку, которая парит над всем пространством бутика. Увидеть их тоже можно до конца марта. И сделать это лучше без шумной парижской вечеринки вокруг — чтобы в тишине и покое почувствовать тот самый психоделический эффект.