И почему они оказались на показе Vetements
Пару недель назад Vetements представил свою новую коллекцию осень-зима 2018/2019 и снова поднял вокруг себя шумиху. На этот раз дизайнера марки Демну Гвасалию обвинили в плагиате — несколько показаных на подиуме моделей обуви поразительно напоминали культовые tabi boots Мартина Маржелы. Ополчившимся критикам Гвасалия ответил просто: «Это был оммаж бренду, на который я работал». Он действительно на протяжении восьми лет трудился в команде MMM, включая период, когда основатель марки еще был у руля. Впрочем, может ли этот факт оправдать очевидный копипаст со стороны Гвасалии, — большой вопрос.
Tabi boots и правда стали одной из знаковых вещей для Maison Martin Margiela и остаются таковыми по сей день, спустя девять лет после ухода самого Маржелы из компании и исключения его имени из названия бренда. Впервые дизайнер показал tabi boots в своей дебютной коллекции 1988 года — модели выходили на выстланный белоснежной тканью подиум в необычной обуви с окрашенной красным подошвой, которая оставляла яркие следы; позднее Маржела использовал эту ткань в одном из образов своей следующей коллекции. Если быть до конца откровенными, то называть его в этом контексте первопроходцем не совсем корректно, ведь он взял за основу готовый дизайн и интерпретировал его. Речь о дзика-таби — вариации традиционных японских таби, напоминающей эластичные кроссовки. Считается, что их придумали братья Токудзиро и Сёдзиро Исибаси (последний был основателем компании Bridgestone) в 1922 году, однако популярность эта модель получила гораздо позже — в 1951-м, когда японский бегун Сигэки Танака первым пробежал Бостонский марафон в паре дзика-таби марки Onitsuka (ныне известной как Asics).
Конечно, гениальность Маржелы заключалась в том, что он не просто скопировал уже существующую модель, но, взяв ее за основу, выдал принципиально новый для индустрии моды продукт. «Я хотел создать обувь-невидимку, которая бы выглядела так, словно вы идете босиком», — говорил Маржела о своей задумке. В определенном смысле «невидимкой» tabi boots так и не стали: с тех пор дизайнер включал их в каждую свою коллекцию (он объяснял это тем, что у него не было возможности разрабатывать новые модели из сезона в сезон, поэтому он мог просто выпустить на подиум покрытую краской обувь из прошлогодней коллекции), и со временем они стали абсолютным бестселлером Maison Martin Margiela.
Ожидал ли Маржела такого феноменального успеха? Вряд ли: как-то в интервью он говорил, что «спустя несколько сезонов люди сами начали интересоваться нашими tabi boots — они хотели все больше новых вариаций, и слава богу!» Счастливый случай помог превратить одну-единственную пару обуви в визуальный символ целого бренда — и объект копирования многих других. Но ведь, как мы знаем, подражание есть высшая форма лести.