Как великая итальянка объединила моду и искусство
Габриэль Шанель пренебрежительно отзывалась о ней «эта итальянская художница, которая делает одежду». Она вообще не понимала дизайнеров, которые пытались зайти на территорию искусства, а Эльза Скиапарелли была именно из таких. Несмотря на то что она не вошла в историю моды как создательница нового силуэта, именно Скиапарелли была одной из тех, кто положил начало сотрудничества фэшн-домов с художниками.
Лично с миром искусства она познакомилась во время жизни в Нью-Йорке в 1920-е годы. Это был тяжелый период для Скиап: уход из семьи мужа, попытки излечить маленькую дочь от детского паралича и полная неопределенность. По одной из версий, ей помог врач, занимавшийся лечением ее дочери: он познакомил Скиапарелли с Габриэль Пикабиа, бывшей женой художника Франсиса Пикабиа. Та предложила Скиап работу в своем магазине модной одежды — так, благодаря несчастливому случаю, она начала общаться с главными движущими силами арт-сцены того времени: Ман Рэем, Марселем Дюшаном и другими. Когда в середине 1920-х Гэби Пикабиа, Ман Рэй и несколько других художников решили перебраться в Париж, Скиапарелли отправилась за ними.
Работы сюрреалистов и дадаистов стимулировали зрителя к новому восприятию коннотации привычных объектов — то же самое стремилась сделать Скиапарелли с помощью одежды. В поисках новых инструментов художественного высказывания ей помогали друзья-художники — напрямую или косвенно, вдохновляя своим нетривиальным подходом. Самый известный пример творческой коллаборации дизайнера — конечно, с Сальвадором Дали. Их сотрудничество началось с малого — в 1935 году Дали придумал дизайн упаковки для компактной пудры, выпускавшейся модным домом Скиапарелли, в виде телефонного диска. Дальнейшие работы были куда внушительнее по масштабу: знаменитое платье с изображением лобстера по мотивам сразу нескольких арт-объектов художника, Tear Dress с «вырванными» лоскутами, вдохновленное картиной «Некрофилическая весна», Skeleton Dress, за основу которого были взяты эскизы Дали, изображавшие анатомические фигуры женщин, и, пожалуй, самый цитируемый в этом контексте пример — шляпка-туфля из коллекции зима 1937–1938. С этой вещью, кстати, связана отдельная история: считается, что на ее создание Скиапарелли вдохновила фотография художника с женской туфелькой на голове, сделанная его женой в 1933 году.
Дали был не единственным, с кем в творческом поле взаимодействовала дизайнер: например, авторству Жана Кокто принадлежит знаменитое пальто с вышивкой в виде двух лиц, образующих очертания вазы с цветами, и костюм с изображенным на жакете силуэтом девушки. Некоторые относятся к личности Эльзы Скиапарелли с долей скепсиса: мол, основная заслуга принадлежит не ей, а художникам, по чьим эскизам она создавала все эти вещи. Отчасти это верно, но, во-первых, самостоятельные работы дизайнера были ничуть не менее значимы, а во-вторых, именно она была инициатором подобных коллабораций, и вряд ли кто-то другой мог бы настолько гармонично соединить моду и сюрреализм. Наглядный пример творческой синергии, в которой каждая из сторон была на равных.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7