Хроника событий, или как Condé Nast теряет фотографов
2017 год запомнился нам такими акциями, как «Я не боюсь сказать» и «Me too». Не только актрисы, но и простые женщины со всего мира рассказали о домогательствах и случаях сексуального насилия, с которыми им пришлось столкнуться. Самым масштабным прецедентом стала история с известным голливудским продюсером Харви Вайнштейном: более чем 40 актрис обвинили его в сексуальных домогательствах и насилии. За этим последовали обвинения в сторону Кевина Спейси, Джеймса Франко и ряда других известных мужчин, а также отказы кинокомпаний продолжать с ними сотрудничество.
Ситуация 2017 года, скорее всего, радикально поменяет киноиндустрию в 2018-м. В мире моды такая гласность отдалась лишь эхом, и только ближе к концу прошлого года начали открываться подробности работы с некоторыми фотографами. Вспоминаем, с чего все началось.
Кейс Терри Ричардсона во многом доказывает, что модная индустрия и крупные издательские дома все еще закручены в спираль молчания, которая начала разворачиваться только на волне волны обвинений в Голливуде. Фотографии Ричардсона всегда были, мягко говоря, откровенными, а сюжеты часто эксплуатировали сексуальные темы. Вопросом, что действительно происходит на сете и как чувствуют себя модели, которым приходится позировать в кадре обнаженными, чтобы попасть в объектив звездного фотографа (нередко с самим фотографом без исподнего), невольно задавали себе все.
Первые обвинения в сторону Ричардсона посыпались еще пять лет назад. Модели подали несколько исков на фотографа уже тогда, а сайт Jezebel в свое время сделал расследование и предоставил девушкам платформу для высказываний. Тем не менее даже после подобных прецедентов американский Vogue продолжал заказывать ему съемки, а знаменитости — позировать. Даже Бейонсе. Американский офис Condé Nast выступил с официальным заявлением об отказе работать с Ричардсоном только в этом октябре на волне скандала с Харви Вайнштейном. Думать о том, что Condé Nast не знал о предыдущих случаях харассмента, конечно, смешно. Всего с обвинениями против Ричардсона выступили 15 человек, среди них — модель Коко Роша и Лискула Коэн, которая заявила, что никогда не думала, что фотосессия может принести ей столько страданий.
После вышеописанных событий проблема сексуальных домогательств в модной индустрии, особенно в модельном бизнесе, становится все более четкой. Так, модель Кэмерон Рассел запустила в своем инстаграме анонимный флешмоб среди моделей #MyJobShouldNotIncludeAbuse. В своих сториз девушка выложила обращение и рассказала, что ей хочется пролить свет на случаи домогательств и насилия, с которыми сталкиваются молодые и неопытные модели практически каждый день. Во флешмобе приняли участие десятки девушек с историями о домогательствах и насилии со стороны фотографов, агентов, клиентов и букеров. Все истории Кэмерон опубликовала на своей странице в инстаграме, а также подчеркнула, что злоупотребление властью в мире моды ни у кого не вызывает удивления и что для того, чтобы заполучить работу, нередко приходится жертвовать собой.
На волне флешмоба на тему харассмента в модельном бизнесе высказалась и супермодель 90-х Кристи Терлингтон. В своем интервью WWD модель рассказала, что насилие и домогательства в модельном бизнесе и модной индустрии в целом случаются так часто, что все привыкли к этому как к норме и не подают виду. О своем личном опыте модель ничего не рассказала, поскольку ее эта проблема, к счастью, миновала.
Последние обвинения коснулись ни много ни мало главных фотографов Condé Nast — Марио Тестино и Брюса Вебера. В минувшую субботу The New York Times опубликовала материал с деталями сексуальных домогательств, с которыми моделям приходилось сталкиваться на постоянной основе в ходе работы с фотографами. Всего 15 мужчин-моделей и 13 мужчин-ассистентов обвинили Вебера и Тестино в харассменте. Многие указывали на то, что сексуальные отношения были одной из обязательных условий работы с Тестино: например, модель Джейсон Федель рассказал, что его агенты были в курсе, что для прохождения кастинга нужно было отправиться на личную откровенную фотосессию с фотографом в «Шато Мармон», другие же признались в том, что им приходилось совершать приватные походы в номер Вебера и делать специальные «дыхательные» упражнения. Многие из моделей признаются, что чувствовали себя беспомощными — отказ от съемки с такими фотографами, как Вебер и Тестино, приравнивался к удару по карьере в индустрии моды. Более того, модельные агентства хорошо осведомлены: чтобы попасть на разворот Vogue или GQ, нужно немного больше, чем просто позировать в одежде. Это, как и давление агентств, в какой-то момент вынуждало моделей делать то, что им говорят. Сами фотографы все отрицают.
После обнародования свидетельств против Брюса Вебера и Марио Тестино Condé Nast не замедлил сделать официальное заявление о том, что прекращает работу с обоими фотографами. Кто будет теперь снимать обложки для американского Vogue, решительно непонятно, но главное, что все это — только начало. Проблема в том, что модели, по сути, являются последними в цепочке взаимоотношений медиа и люксовых гигантов. Последние считают, что ответственность по защите прав моделей лежит на агентствах, в то время как сами агентства сваливают все на бренды, которые работают с неэтичными фотографами, а сами фотографы оправдываются тем, что делают все возможное, чтобы сделать ту самую картинку и угодить заказчику.
Вскоре после официального отказа от сотрудничества с Брюсом Вебером и Марио Тестино представители Condé Nast заявили о начале разработки правил, которые помогут защитить моделей от домогательств. В соответствии с будущим регламентом компания больше не будет работать с моделями младше 18 лет, на сете не будет никакого алкоголя, но будет сторонний наблюдатель (помимо непосредственных подрядчиков). Наконец, все откровенные позы для фотосессий будут детально обсуждаться до начала съемки.
Другие истории
Подборка Buro 24/7