Как влюбленные воплотили в жизнь платье для свободной женщины
Сегодня мало кого удивишь взаимодействием моды с искусством, но в начале прошлого века этот союз был куда более редким явлением. Имя Густава Климта в этой связке мало кому приходит на ум, а зря: важной составляющей многих его работ были яркие, необычные для своего времени наряды, буквально списанные с реальных творений Эмилии Флеге — напарницы и, как бы сейчас сказали, гражданской жены Климта.
Они познакомились, когда Эмилии было всего 18 лет, — ее сестра вышла замуж за брата Густава, Эрнста Климта, но тот скончался через год после свадьбы, и художник взял на себя опеку над семьей. Эмилия была отличной швеей и к началу XX века вместе со своими сестрами Хеленой и Паулиной решила открыть в Вене собственный кутюрный салон Schwestern Flöge («Сестры Флеге»). Дело быстро обрело большой успех: в салоне, спроектированном известным австрийским архитектором Йозефом Хоффманом (он также отвечал за дизайн студии Климта), часто собирался весь свет местной интеллигенции. Коллекции Флеге нарушали каноны, предписываемые женскому платью начала века, — никаких удушающих корсетов и тяжелых каркасных юбок. Чувствуя, что феминистское движение первой волны набирает обороты, Флеге черпала вдохновение в идее «свободного платья» и художественной эстетике Венских мастерских.
Сестры Флеге открыли свой салон в 1904 году, почти одновременно с Полем Пуаре в Париже, представившем собственный модный дом на год раньше, и пропагандировали схожий подход к женскому платью — без утягивающих конструкций, с элементами этнического костюма (Пуаре обращался к Востоку, Флеге — к венгерским и славянским вышиванкам). Трудно сказать, были ли это плоды коллективного бессознательного или один подсмотрел идеи у другого: Эмилия Флеге часто путешествовала в Париж за тканями, а Пуаре, говорят, подсмотрел идею шарфа из полупрозрачного шифона у Флеге во время своего визита в Вену в 1911 году. Очевидно одно: смелые, эклектичные работы, которые рождались в самом центре австрийской столицы, в ателье на Марияхильферштрассе, на несколько десятилетий опережали свое время. Своими безразмерными кафтанами с необычными для того времени геометричными принтами и платьями с ампирной линией кроя Эмилия Флеге голосовала за свободу женщин, в том числе в выборе удобного наряда. Густав Климт часто принимал участие в работе своей главной музы, создавая принты и иногда рисуя полноценные эскизы, которые Флеге затем воплощала в жизнь, — и запечатлевал в этих платьях девушек на своих картинках.
После нацистской оккупации Вены в 1938 году сестрам пришлось закрыть свое ателье, несмотря на успех не только среди местной, но и американской публики. Но отголоски визионерской мысли Эмилии Флеге были слышны еще долго: так, знаменитая «блуза Беттина» с пышными рюшами на рукавах из первой коллекции Юбера Живанши 1952 года почти в точности повторяет один из дизайнов Флеге (http://static.messynessychic.com/wp-content/uploads/2015/07/floge3.jpg), а Valentino целиком посвятил австрийке свое шоу сезона осень-зима 2015/2016. Более того, сестры Флеге предвосхитили такое явление, как современные концепт-сторы: в своем салоне помимо одежды они выставляли различные объекты, вроде гребней из черепахового панциря или записных книжек в мраморных обложках. Кто знает, получил бы мир свою Эмилию Флеге с ее тягой к богемной артистичности и нестандартным мышлением в контексте моды, если бы не влияние Густава Климта. Эти отношения не стали для девушки счастливыми, но определенно давали ей мощный творческий заряд.
23.11.17, 14:10