Третьего июля в Париже был объявлен победитель легендарной fashion премии ANDAM. За последние пару месяцев это далеко не первое громкое вручение крупных сумм талантливым молодым дизайнерам. Если посмотреть внимательно, то в одном только Париже в мае-июне прошел добрый десяток финальных показов различных мини-премий и всяческих награждений порой, увы, сомнительных талантов. Большинство из них были направлены на помощь студентам и выпускникам fashion школ, а в качестве главного приза предлагали организацию показа в разных точках света или денежные премии, куда меньшие, чем у премий уровня ANDAM, но все же приятные. Выглядело большинство из них как региональный конкурс талантов, хотя участников безусловно хватало. Но что и говорить, мир после местечковой премии не покоришь, все мечтают взять Hyeres или ANDAM.
Но вот насколько реально, будучи молодым дизайнером, выиграть подобную премию? Когда начинаешь вчитываться в условия участия и тем более послужной список победителей, этот вопрос встает еще острее, да и вообще, насколько все эти участники подпадают под определение молодых талантов? У всех уже несколько лет существующие собственные марки, а за плечами показы в рамках недель моды в Лондоне и Париже. Понятно, что бизнес у них идет не всегда идеально, но у кого он вообще в последние кризисные годы в Европе шел идеально?
Так, победительницей ANDAM была названа датчанка Айрис Ван Харпен (Iris Van Herpen), уже успевшая представить полноценную коллекцию prêt-à-porter в предыдущем сезоне. Победитель не менее громкой премии LVMH – Томас Тейт (Thomas Tait) еще самую первую свою коллекцию 2010 года показывал в рамках лондонской недели моды, с тех пор успешно базируется в Англии. LVMH, впрочем, разделили премию на две, и параллельно с теми, кто уже молодец, проходила еще одна премия LVMH для студентов учебных заведений в области моды. Для участия в ней нужно было действительно учиться в профильном вузе, представить съемку нескольких луков, складывающихся в коллекцию, и еще много всего. О результатах этой второй части премии так никто ничего толком и не узнал. Неужели среди действительно начинающих дизайнеров не оказалось никого стоящего?
Iris Van Herpen осень/зима 2014/2015 Paris Fashion Week
Iris Van Herpen
Получается, что среди всех премий некий средний класс талантов, то есть те, кто еще не участвует в неделях моды, молод, но при этом делает приличные вещи, куда-то выпадает. То ли им просто не прорваться в конкурсную программу, так как досье для участия в большинстве случаев почти неподъемное – полноценная коллекция, бизнес-план марки, план развития на ближайшее время и еще море всего, представление о чем может иметь только уже не первый год работающий дизайнер. А возможно, дело в чем-то другом.
Thomas Tait весна/лето 2014 London Fashion Week
Thomas Tait весна/лето 2014 London Fashion Week
Единственной премией, которая более-менее напоминала большой и сложный конкурс, но для молодых и талантливых, можно назвать французскую премию города Йер (Hyeres). За годы своего существования она открыла и поддержала немало ныне известных имен. Для участия в этом году требовалось достаточно увесистое техническое досье плюс один отшитый лук. Но у всего есть подвох. Руководители жюри – Кэрол Лим и Умберто Леон. Можно было делать ставки, что они выберут минималистичные вещи с акцентом на крой, а лучше просто азиата. Шутки шутками, а Гран при получил японец Кента Матсушиге (Kenta Matsushige). В команду финалистов по минималистичному стилю и сложному крою внезапно попала украинка Юлия Ефимчук. Юлия, безусловно, молодец, и в целом ее коллекция действительно неплоха, но как блестяще разыграна карта Украины! То ли девушка мастерски проанализировала все возможные козыри для дизайнера из далекой Восточной Европы при нынешней политической ситуации и правильно сделала ставку на лозунг «Миру мир!», то ли оказалась в нужном месте в нужное время. В любом случае – ура! Когда ты не заканчивал St. Martins, шансов у тебя изначально не так уж много.
Получается, что как ни крути, стоит появиться крупным суммам, серьезным фондам и всему прочему, выиграть что-либо одним талантом уже едва ли возможно. Но отчего-то хочется верить, что чудеса случаются. Возможно, у наших современников все еще есть шанс, пусть и один на миллион.
23.07.14, 11:03